Савитар

(др.-инд. Savitar, от su- - "рождать", букв. "порождающий") -

в древнеиндийской мифологии: солярное божество. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях С. отождествляется с Сурьей; ср. также отождествление С. с Бхагой, Митрой, Пушаном; наконец, С. - отец Сурьи. Как солнечное божество С. разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время. С. торопит Солнце, которое подчиняется ему. Универсальное определение С. - "золотой" (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). С. обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир, управляет миром, приводит в покой землю и укрепляет небо, удерживает небо, охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (число 3 особенно характерно для С.). С. простирает руки и даёт свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указвает бессмертие, следуют его советам. С. приносит с распределяет дары, богатства, сокровища, счастье, силу, даёт долгую жизнь ( назначает жизненный срок), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи.

С. - "мудрейший из мудрых", он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы. В "Ригведе" С. связан ещё с Ушас, Сомой, Апам Напатом.

Индийская традиция рассматривает С. как образ восходящего и заходящего Солнца; некоторые видят в С. один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой С. первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с Солнцем - результат позднейшего развития. Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ С. соответствует положению Солнца в знаке Тельца.