Сома

(др.-инд. Soma, от su- - "выжимать") -

I. В древнеиндийской мифологии: божественный напиток и божество этого напитка, а позже - божество Луны. По числу упоминаний в "Ригведе" С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и Агни ). В древнеиндийской религиозной практике приготовление сока С. составляло содержание особого ритуала. Питьё С. (видимо, галлюциногенного напитка) вызывало экстатическое состояние; С. жертвовали богам, особенно Индре, полагая, что она даёт бессмертие и силу для подвигов. Небесный С. (персонифицированный образ напитка) не всегда чётко отличим от С.-напитка. С. как бог наделяется сотнями эпитетов: "всевозбуждающий", "всезнающий", "небесный", "возлюбленны"; говорится о его силе, славе, мудрости, оружии. С. - господин мира, бог над всеми богами, господин неба, первый творец; он носит небо и родитель неба, вместе с тем он - дитя неба, небо и земля несут его, и он же носитель земли, господин вод, рождён как Солнце. Находясь над всеми мирами, С. озирает творение богов и людей, заставляет сиять Солнце, входит как друг в океан, соревнуется с Солнцем и т.п. С. связан с законом, приносит богатство, счастье, жизненную силу, еду, находит путь, приводит воду, приходит на помощь. С. удаляет болезни, побеждает неприятелей, поражает злоречивых.

Связь С. с Луной обнаруживается уже в ведийский период. В брахманах и позже эта связь становится особенно очевидной, и С. превращается в бога Луны, покровителя растительности (считается, что лунный свет способствует росту растений, сама Луна связана с росой, влагой и т.п.). Е.Блаватская отмечает, что С. есть символ Тайной Мудрости.

В эпосе С. становится хранителем ( локапалой ) северо-востока. В свадебном гимне "Ригведы" С. - жених Сурьи, дочери Савитара. Показательно, что С. - дитя Парджаньи, бога, связанного с грозой. Жена Парджаньи и, видимо, мать С. - Земля. Этой генеалогией можно объяснить посредничество между небом и землёй - функцию С. В эпосе отец С. - Атри, второй сын Брахмы. Брахма отдаёт во власть С. планеты, звёзды, растения, жертвоприношения и жрецов. С. первым совершает обряд посвящения на царство, но презрев благие обеты, С. похищает у своего двоюродного брата Брихаспати его жену Тару , у которой вскоре рождается сын Будха. Известен сюжет и о 27 жёнах С., дочерях Дакши (см. Накшатра ). В некоторых текстах С. отождествляется с владыкой царства мёртвых Ямой. В эпосе же повествуется о вражде С. с демоном Раху, пытающимся проглотить Луну. В "Рамаяне" рассказывается, как Равана на небесах приближается к обители С., как он, скованный холодом Луны, пускает стрелы в неё, и как Брахма приходит на помощь С., умиротворив Равану.

Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ С. соответствует положению Луны в знаке Тельца.

См. Лунарные мифы.



II. Малая планета ( астероид ) номер 2815. Абсолютная звёздная величина 13.2m. Большая полуось орбиты a=2.233 а.е. Эксцентриситет - 0.168, наклон орбиты i=5.705. Период обращения 3.337 г., среднее движение за сутки - 0.2954°.

Согласно Семире и В. Веташу , астероид С. связан со знаком Рака и символизирует эмоциональный экстаз, жизненную силу; идею бессмертия души, причастность индивидуальной души к высшей реальности; приобщение к традиции и участие в ритуалах.