Сурья -

I. (Др.-инд. Surya, муж.род., букв. "Солнце").

В древнеиндийской мифологии: солнечное божество. С. мало антропоморфен, но он сам - глаз, всевидящее око богов, особенно Митры и Варуны, иногда - Агни. Он всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рождается на востоке, приветствуемый певцами, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю и небо, ограничивая день и ночь. С. движется по небу без коней и упряжи, хотя иногда упоминаются и его кони, семь коней, колесо; иногда С. изображается в виде птицы или даже летящего ежа. Основное действие С. - изливание света, сияние, им он озаряет мир и разгоняет тьму, болезни, врагов. Его лучи уподобляются семи кобылицам, везущим его колесницу. С. исцеляет людей при помощи медовой терапии. Он поддерживает небо, его создали боги, которые поместили его на небо после того, как он был скрыт в океане. Путь С. указан адитьями (он сам иногда называется этим именем), этот путь приготовлен Варуной, Пушан - его посланец. Отец С. - Дьяус, мать - Адити. Ушас упоминается как его жена, за которой он следует; иногда же говорится, что С. рождён вместе с Ушас. Дочь С. - Сурья (II). Теснее всего С. связан с адитьями, Ушас, Агни, а также с Сомой, который однажды в "Ригведе" назван родителем С. В ряде случаев функции С. и Савитара полностью совпадают. В "Ригведе" есть упоминания о победе над ним Индры и похищении им его колесницы. Этот мотив обычно толкуется как образ "затмения" Солнца грозовой тучей. В послеведийскую эпоху С. постепенно становится одним из хранителей мира (локапалой юго-востока).

В эпосе С. получает многочисленные новые наименования и входит в значительное число сюжетов. Один из них связывает С. со злобным демоном Раху, преследующим его. С. в гневе грозит испепелить своими лучами весь мир. Богов охватывает страх, и Брахма велит Гаруде взять своего брата Аруну и поместить его на колеснице С., чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей С. Аруна становится колесничим С. и божеством утренней зари.

Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ С. соответствует положению Солнца в знаке Рака.

См. Солярные мифы.



II. (Др.-инд. Surya, жен.род).

В древнеиндийской мифологии: дочь солнечного божества Сурьи (I) или Савитара. Ашвины - её мужья. С. посвящён в "Ригведе" свадебный гимн, в котором описывается свадьба С. и Сомы.