Сюань-у

("тёмная воинственность"), Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэнцзюнь, Бэйцзи юшэнь чжэньцзюнь -

в китайской мифологии: повелитель Севера. В астрологии С.-у - созвездие из семи звёзд в северной части неба. Первоначально, видимо, С.-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света - черепаха, обвитая змеёй (совокупляющаяся с ней); ср. Бай-ху. Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о брачном союзе Земли и Неба. В старинных комментариях поясняется, что понятие "С.-у" сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба - чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-бронёй (отсюда "у" - "воинственность"). Черепаха, перевитая змеёй, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (на рубеже эр), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя Севера Хэй-ди древнекитайской мифологии с С.-у. С конца X в.

С.-у стал именоваться также Чжэнь-у ("истинная воинственность"), поскольку знак "сюань" был табуирован, т.к. входил в личное имя государя.

Поскольку Север в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то С.-у стал считаться одновременно божеством воды. По некоторым источникам, С.-у - это воплощение духа Хэй-ди. Владыку Севера обычно считали также правителем воды. В средние века С.-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому императору Хуэй-цзуну: с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой - нимб. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего чёрный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой змеёй, которая плывёт по воде. В некоторых местностях С.-у почтительно называли Бэй-е ("дедушка Севера", "господин Севера"), а змею и черепаху - гэ ("братишки"). Грозный обликом С.-у считался в народной традиции также изгонителем злых духов.

С.-у был включён в даосский пантеон. Согласно одному из даосских преданий, С.-у родился у жены князя страны Цзинлэго ("страна чистой радости") после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни он среди бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать Севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. С.-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.

Культ С.-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвящённые ему, существовали в Китае, Корее, Вьетнаме.