Штейнер Рудольф

(Штайнер; Steiner)
(27.02.1861, 22:18 GT, Кралевич, Хорватия - 30.03.1925, Дорнах, близ Базеля) -

немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гёте, редактор и комментатор его естественнонаучных сочинений в 1883-1897 гг. Испытал влияние эволюционных учений Ч.Дарвина и Э.Геккеля, позднее - философии жизни Ницше. В 1902 г. стал последователем теософии, возглавил немецкую секцию Теософского общества; затем постепенно отходил от теософии и после разрыва с ней (поводом к конфликту послужило провозглашение Кришнамурти новым мессией) основал в 1913 Антропософское общество с центром в городе Дорнах (Швейцария).

Учение Ш. о человеке - антропософия - мыслилось им как путь к раскрытию заключённых в человеке тайных духовных сил с помощью особой системы воспитания (включающей, в частности, обучение медитации, музыке, эвритмии - разработанному Ш. и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку, и др.); к выработке чувства единства с духовной основой Вселенной. Ш. указывал, что организация человека есть результат совместного действия космических сил. Идеи древних оккультных и мистических учений (от веданты до гностицизма, манихейства, каббалы) эклектически сочетались у Ш. с естественнонаучными воззрениями Гёте (он называл антропософию "гётеанством XX столетия") и эволюционным "монизмом" Геккеля. Ш. стремился сплавить науку и мистику воедино.

С 1919 г. Ш. развивал учение о преодолении грубого механического хозяйствования на Земле с помощью духовного подхода, учёта биоритмов развития. Нацисты преследовали деятельность Антропософского общества и после 1933 г. наложили запрет на книги Ш. После II мировой войны идеи Ш. о гармоническом хозяйствовании воплотились в биодинамическом методе сельского хозяйства, учитывающем во всех сельскохозяйственных работах ритм планет, особенно лунные ритмы. Повсеместно принятый на Западе, биодинамический метод позволил без дополнительных затрат труда и материалов (химикатов, удобрений) почти вдвое повысить продуктивность полей и животноводческих ферм точным соблюдением сроков посадки, сбора и спаривания на основе астрологических расчётов. В нашей стране биодинамический метод только начинает пропагандироваться.

Работы Ш. и его доклады охватывали проблемы педагогики, образования, отдельных видов искусств, медицины, космологии, религии и т.д. Выступал также как автор театрализованных представлений-мистерий, отразивших учение Ш. о метемпсихозе и карме, как скульптор и архитектор (по его проекту был построен Гетеанум - храм культуры в Дорнахе).

Ш. выступал за осознание важности астрологии в нашей жизни, ей пронизаны даже бытовые мелочи: "Всякий раз, когда мы взглядываем на часы, мы занимаемся астрологией". Ш. указывал, что астрология есть явление двойственное, которое, с одной стороны, уводит в отдалённые исторические времена, а с другой стороны - в отдалённое будущее. Он считал, что в будущем использование астрологии в медицине, сельском хозяйстве, психологии будет необходимым элементом. Ключевая мысль Ш., касающаяся астрологии, заключена в том, что астрология нового времени, в отличие от детерминистской астрологии прошлого, должна делать человека свободным существом, постигнувшим и преодолевшим кармические связи. Нужно понимать, что на самом деле в гороскопе выражено существо свободы. Таким образом, Ш. выступал прежде всего за развитие спиритуальной астрологии. С этой точки зрения характерно следующее высказывание Ш.: "Антропософия - это путь познания, который хочет привести духовное в человеке к духовному во Вселенной".

Ш. принадлежит формулировка связи отдельных членов существа человека с планетами, понимаемыми в астрологическом смысле: духочеловек - Нептун, жизнедух - Уран, самодух - Сатурн, сознательная душа - Юпитер, рассудочная душа (душа характера) - Марс, ощущающая душа - Венера, тело ощущений - Меркурий, эфирное тело - Луна, физическое тело - Солнце. Ш. исследовал также корреляцию между астрологией и законами перевоплощения; ввёл идею "духовного зачатия"; рассматривал влияние движения планет во время беременности. Он также предложил теорию, согласно которой кометы суть проявления высших духовных сущностей, на которые возложена космическая миссия правосудия и очищения. Кроме того, Ш. анализировал возможности и перспективы гелиоцентрической астрологии.

Ш. соотносил со знаками Зодиака и планетами эвритмические жесты и звуки (планеты соответствуют гласным, знаки Зодиака - согласным) и использовал эту символику в жизни. К примеру, Ш. выбрал день закладки первого камня для Гетеанума 20 сентября 1913 г., когда Меркурий стоял в первом градусе Весов. Меркурию соответствует звук "i", а Весам - "ch", так что данная констелляция соответствует слову "ICH" (по-немецки - "Я" и одновременного инициалы имени "Иисус Христос"). Тема "мирового гороскопа" и одновременно - космических вибраций, проявляющихся в словах человеческого языка, была мастерски воплощена Ш. в форме 12-строфного стихотворения "Zwoelf Stimmungen" ("12 настроений", или "12 звучаний"): 12 строф соотносятся с зодиакальными знаками, а в каждой строфе по 7 строк, посвящённых 7 планетам септенера: 1-я строка - солнечная, 2-я и 3-я посвящены внутренним планетам, Венере и Меркурию, средняя строка связана с Марсом, за ней следуют строки Юпитера и Сатурна, и в конце стоит строка Луны с соответствующим текстом, обратным первой солнечной строке, чем зафиксировано, что Луна отражает солнечный свет. Идея взаимодействия астрологии и искусства пронизывает и другие работы Ш.