"Шу цзин"

(кит. "Канон [исторических или документальных] писаний"), "Шан шу" (кит. "Книга преданий") -

один из наиболее почитаемых древнекитайских памятников, входящих в конфуцианский свод классической литературы "Тринадцать канонов". Это сборник записей преданий, мифов, их историзованных версий, исторических событий, правительственных обращений, поучений сановникам и т.д. Историзованный материал охватывает период примерно с XXIV по VIII в. до н.э. Составление и обработка "Ш.ц." традиционно приписываются Конфуцию.

В тексте нашли отражение такие религиозно-философские представления, как идеи о влиянии Неба на судьбы людей и гос. власти (см. Тянь), о взаимосвязи гармонии в обществе и природе. Особым вниманием комментаторов пользовалась гл. "Хун фань" ("Великий план", "Величественный образец"), одна из наиболее философичных частей канона, в которой сформулированы принципы гос. управления, критерии оценки человеческих качеств, представления о систематизации природных явлений, выявлении их закономерностей. Принципы поддержания общественного порядка изложены по девятеричной схеме (см. Хэ ту), отражающей представления о высших сакральных (небесных - см. Цзю тянь) ценностях и гармоничном устройстве универсума. В этой главе указывается, что достойное поведение правителя способно обусловить регулярность природных процессов, стихийные бедствия - следствие его пороков. В "Хун фане" фиксируется корреляция "пяти начал" (у юань) - ранней версии "пяти элементов" (у син) - с человеческими "вкусами" (солёным, горьким, кислым, острым и сладким), закрепившаяся в астролого-нумерологических (см. Сян шу чжи сюэ) и медицинских схемах до наших дней. Подразумевается связь "пяти начал" с пятеричными схемами человеческих качеств и способностей. В пятеричной системе представлены также "основы времени", т.е. календарного счисления: год, месяц, день, созвездия и знаки Зодиака, "вычисления для установления календаря". Аналогичной структуре подчинено перечисление счастливых и несчастливых предзнаменований. "Хун фань" устанавливает также принципы применения мантической практики (см. Мантика) при принятии гос. решений.