Шива -

I. (Др.-инд. Siva - "благой, приносящий счастье") -

в индуистской мифологии: один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т.наз. божественную триаду (см. Тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 до н.э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность.

Шива

Многие атрибуты Ш. были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эпитетов Рудры - Ш. - стал основным именем бога и, наоборот, его было имя - Рудра - эпитетом. В процессе длительной ассимиляции в Ш. были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Ш. и отражены в его эпитетах. Ш. - "яростный" и "милостивый", воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы, и он - истребитель демонов. Вместе с тем, для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Ш. - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Воплощением космической энергии Ш., регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец - "тандава", который Ш. исполняет вмести со своей женой Деви на теле убитого им демона. Созидающие аспекты образа Ш. воплощены в его основном символе - линге-фаллосе. Будучи богом-создателем, Ш. одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществе выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Ш. Один из мифов рассказывает, что Ш., разгневавшись на Брахму, отсёк у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве "великого аскета" (Махайогина) Ш. изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.

Посредине лба Ш. изображается третий глаз. Волосы Ш. украшает серп Месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Ш., когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Ш. выпил яд, способный отравить и сжечь вселенную, его шея - синего цвета, а тело окружено огненных полукружьях. На многих изображениях Ш. у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец, маленький барабан в форме песочных часов, боевой топор или дубинку с черепом у основания, лук, сеть, антилопу и т.д. У Ш. два сына: бог войны Сканда и предводитель его свиты слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное Ш. и его постоянный помощник - бык Нандин.

Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ Ш. отражает астрологические свойства Плутона в Водолее.



II. (Siwa). Малая планета (астероид) номер 140, названная в честь бога индийского пантеона. Абсолютная звёздная величина 8.34m. Большая полуось орбиты a=2.732 а.е. Эксцентриситет e=0.217, наклон орбиты i=3.1897. Период обращения 4.515 г., среднее движение за сутки - 0.2183°. Диаметр - ок. 104 км.

Согласно Марте Ланг-Уэскотт (США), астероид Ш. имеет отношение к укоренившимся верованиям и надеждам, которые уничтожаются для того, чтобы достичь освобождения. Ш. также даёт интерес к Индии или к восточной культуре, восточным предметам и влияниям. Ключевые слова - "способность проникновения в суть"; "эпизодический".