Тай цзи

("высшее начало", "великий предел") -

в китайской космологии, натурфилософии и мифологии: одно из основополагающих понятий, категория, выражающая идею предельного состояния бытия (антонимичная категория - у цзи, "отсутствие предела", "беспредельное").

В космологических представлениях 2-й половины I тыс. до н.э. Т.ц. выступает в качестве исходной точки в возникновении "тьмы вещей", всей вселенной. В "Сицы-чжуани" ("Приложенные изречения. Комментарий [к "И-цзину"]", V-III вв. до н.э.) говорится: "Т.ц. рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля; см. Ба гуа)".

Комментарии, написанные в III и VII вв. н.э., поясняют, что Т.ц. рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии. Т.ц. существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.е. являлась "великим началом", "великим единством (Тай-и)". Отождествление Т.ц. с Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в Древнем, а затем - в танском (VIII в. н.э.) Китае связывает Т.ц. с мифологией.

Понятие Т.ц. стало одним из центральных в неоконфуцианстве. Чжоу Дуньи сопряг Т.ц. с даосским понятием "у цзи" - неисчерпаемая первозданность. Описав космогенез как следствие движения самого Т.ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. По Чжу Си (1130 - 1200), Т.ц. есть совокупность всех принципов (ли), одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению Луны на всякой водной поверхности. Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Т. завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между трактовкой цзина" у Чжоу Дуньи (близкой к материалистической) и у Чжу Си (идеалистической), в обоих направлениях Т. является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека. В XX в. Сунь Ятсен использовал термин "Т.ц." для передачи западного понятия "эфир".

Существует предположение, что известное ныне графическое изображение Т.ц. в виде т.наз. монады, т.е. тёмного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединённых в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в VII - VIII вв. под влиянием буддийских мандал. В своём графическом выражении понятие Т.ц. широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо, чаще, вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Понятие и эмблема Т. проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку).