Тай-и

("великая единица", "великое единство", "великий единственный") -

в китайской мифологии: верховное божество. В песне Цюй Юаня (IV в. до н.э.) - наиболее раннем упоминании о Т.-и - он описывается как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны которого украшены сверкающим нефритом. На Т.-и подвески из нефрита, мелодично позванивающие на ветру. Древние комментаторы полагали, что в царстве Чу Т.-и выступал как верховное небесное божество, связанное с Востоком.

В текстах эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) Т.-и - название звезды и духа этой звезды (комментарии к "Ши цзы" - "Историческим запискам Сыма Цяня"). Согласно "Описанию жертвоприношений" Бань Гу (I в. н.э.), Т.-и главенствует над пятью государями сторон света (см. У ди). По другим источникам, Т.-и повелевает 16-ю драконами, знает, когда будет ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В ряде случае культ Т.-и стал сочетаться с культом божества земли Хоу-Ту, затем, после III в. н.э., Т.-и стал упоминаться как один из многих сподвижников пяти государей сторон света. В народных преданиях III-X вв. Т.-и выступает как посланец Небесного государя, являющийся на землю в облике старца.

В средневековых даосских сочинениях Т.-и - отец Дао, предшествующий Небу и Земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте (см. Сань цин), вне шести мраков. Это - некое первоначальное дыхание, дающее миру и всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание божества, Т.-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой. Считалось, что Т.-и находится в человеческом мозге. Несколько раз в году Т.-и и Трое единственных (Сань и) вместе с божествами пяти основных внутренних органов "смешивается" и превращается в одного большого бога, который именуется по-разному. В 1-м лунном месяце в два определённых дня между 5 и 7 часами утра он находится в сердце, в 6-м месяце в один из дней с 7 до 9 часов утра находится в печени, в 7-м месяце - в селезёнке, в 8-м - в лёгких, в 9-м - в почках, в 11-м месяце - в мозгу во дворце Нихуань (инд. Нирвана?). В 3-м и 4-м месяцах это единое божество разделяется вновь и распространяется через все кости человека, которые оно укрепляет.

По другой версии, Т.-и находится в теле человека во дворце таинственной киновари (Сюаньданьгун). Он считается повелителем всех частей тела. Он живёт в пурпурной палате (ср. "Хуайнань-цзы", где говорится, что Т.-и обитает на Пурпурной звезде - Цзывэй) в голубом жилище, наполненном киноварным паром. Он имеет вид новорождённого, сидящего на золотом троне, украшенном нефритом, в шёлковой одежде с пурпурной вышивкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет субстанции, а представляет собой только красный свет, но звук её слышен за десять тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, а в правой - Полярная звезда.

В эпоху Сун, при императоре Жэнь-цзуне (1023 - 1063) считалось, что на Полярной звезде живёт не один Т.-и, а десять духов Т.-и. При династии Мин (с XIV в.) чествование Т.-и проходило вместе с церемонией поклонения духам ветра, облаков, грома и дождя.