Тибетская астрология.

Тибет лежал на стыке двух древних цивилизаций - китайской и индийской. Усвоение элементов культуры соседних народов отразилось на Т.а. Кроме того, следует учитывать, что формирование тибетской духовной культуры в значительной мере оказалось под влиянием буддийской церкви.

Особым уважением на Тибете пользовался бодхисатва Манджушри, который в традиции тибетского буддизма считался олицетворением мудрости и покровителем астрологов. Именно Манджушри дал знание астрологии людям, дабы они испытывали меньше страданий в жизни: ведь научившись предсказывать события, люди могут предотвращать негативные события или хотя бы подготовиться к их наступлению. "Возводи дамбу перед наводнением" - говорится в одном тибетском тексте. Таким образом, Т.а. ни в коем случае не является фаталистической.

Согласно тибетским записям, цельная система китайской астрологии и предсказаний стала известна в Тибете в 635 г. Тибетцы узнали о ней от китайской принцессы Хун-шин Кун-джу (Hun-shin Kun-ju), которая была выдана замуж за правителя Тибета Срон-Цан-Гампо (Sron-Tsan-Gampo; правил с 617 г.). Возможно, некоторые сведения о китайской астрологии были известны и раньше (так, отдельные элементы китайской астрологии проникли в тибетскую религию бон), но в 635 г. произошло действительно знаменательное событие, когда цельная система знаний была передана учёными мужами Китая их тибетским коллегам.

Эта астрологическая традиция не прерывалась вплоть до китайского коммунистического вторжения в Тибет в 1950 г. Ряд ценных астрологических работ, которые в самом Китае были утеряны, сохранились до наших дней в тибетской передаче. Древнейшей из таких работ тибетские астрологи считают трактат "Хьен-шан" (Khyen-shan), создание которого приписывается легендарному правителю Китая Фу-си.

В тибетских источниках указано, что первая энциклопедия по астрологии появилась в Тибете также из Китая, во времена династии Тан (618 - 907). Из этого сочинения тибетцы узнали о методе предсказания, который они называют "Портхан" (Porthan).

Ещё один важный источник сведений о развитии методов китайской астрологии в Тибете - "Драгоценный компендиум, сияющая сутра, незапятнанная и славящаяся" (dDus-pa Rin-po-che Dri-ma Med-pa gZi-brjid Rab-tu hBar-bahi mDo), известная также как просто "Славящаяся" (gZi-brjid). Это работа, созданная в начале XIV в. последователями тибетской религии бон, которая кодифицирует устную и письменную традицию бон по вопросам астрологии. В главе о предсказании приводится четыре метода астрологических вычислений, и все они китайские по происхождению. В частности, здесь упоминается метод работы с восемью триграммами "Книги перемен" (см. Ба гуа), построение магического квадрата Ло шу (см. Хэ ту), вычисление влияния пяти стихий (у син) на жизнь человека.

Влияние индийской астрологии на Т.а. тоже было весьма сильным. В частности, из Индии в Тибет проникли концепции круга 12 домов гороскопа и "лунного Зодиака" (см. Накшатра), счёт дней недели и их планетарных управителей (см. Неделя), система девяти планет (включающая Северный и Южный Узлы Луны как равноправные планеты), методика прогноза на основании планетных периодов (см. Даша).

Ключевой индийской работой, оказавшей огромное воздействие на развитие Т.а., явилось буддийское сочинение "Калачакра-тантра раджа" (см. Калачакра (I)), которое приписывается самому Будде.

Таким образом, Т.а. представляет собой синтез методик китайской и индийской астрологии, обогащённых тысячелетними наблюдениями и оригинальными разработками тибетских астрологов.

В Т.а. существует три системы составления гороскопов:

1. "Воcходящие гласные" (Yangchar);

2. Система Калачакры (Dhus Khor);

3. Система элементов (стихий) (Byung-rtsis).

Во всех трёх системах очень важное значение имеет точное время рождения.

Первая система, "янгчар", наиболее похожа на западную и индийскую астрологические системы. Здесь тоже строится гороскоп с двенадцатью домами, и анализируется положение планет в домах. Значения домов следующие:

1 - рождение, или тело;
2 - богатство;
3 - родственники отца;
4 - друзья и коллеги;
5 - дети;
6 - враги;
7 - супруг (супруга) и домашняя жизнь;
8 - жизнь и смерть;
9 - фортуна, религиозная практика и высшее образование;
10 - работа, или профессия;
11 - прибыли;
12 - потери.

Учитываются следующие планеты (в порядке увеличения силы их воздействия на наши поступки): Сатурн (самая слабая планета), Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Луна, Солнце, Лунные Узлы (самые сильные). Солнце связывается с правителями и политическими лидерами, Луна - с министрами, королевами или другими политическими лидерами-женщинами, Марс - с солдатами и военачальниками, Меркурий - с дельцами, Юпитер - со священнослужителями и учёными, Венера - с музыкантами и художниками, Сатурн - с фермерами, черонорабочими и слугами. Луна, Юпитер, Меркурий и Венера считаются планетами, склоняющими к миру, а Солнце, Марс, Раху, Сатурн и Кету - склоняющими к насилию.

При прогнозировании событий используется восходящая к индийской астрологии система планетных периодов (даш и антардаш).

Вторая система , "дус хор", оперирует, в отличие от "янгчар", не девятью, а восемью планетами (Кету не учитывается). Четвёрка "гневных планет" располагается на северной, южной, восточной и западной позициях рассчитываемой карты, тогда как "мирные планеты" размещаются в четырёх углах карты, проявляя своё благоприятное или неблагоприятную природу. Интерпретация проводится с учётом дня недели, в который произошло рождение, восходяющего знака Зодиака и др. Интересно, что максимальная продолжительность жизни согласно этой системе составляет 108 лет.

Третья система практически не требует астрономических расчётов, в ней заключения делаются на основании анализа взаимодействия пяти стихий (кит. у син) в момент рождения. Стихия Металла режет, стихия Воды увлажняет, стихия Огня нагревает, стихия Почвы укрепляет, а стихия Дерева приводит в движение. Для определения опасностей на жизненном пути человека, для выявления его болезней, для оценки его будущего материального состояния и т.п. тибетские астрологи изучают взаимодействия между этими стихиями, которые уподобляются взаимодействиям между матерью и сыном, между другом и врагом.

Стихия
Её мать
Её сын
Её друг
Её враг
Дерево Вода Огонь Почва Металл
Огонь Дерево Почва Металл Вода
Почва Огонь Металл Вода Дерево
Металл Почва Вода Дерево Огонь
Вода Металл Дерево Огонь Почва

Астрологи Тибета делают свои заключения и дают рекомендации, опираясь на какую-либо одну, на две или на все три системы построения гороскопа.

Астрология на протяжении столетий использовалась в Тибете для самых различных целей. Если говорить языком западной астрологии, то Т.а. включает в себя и натальную, и прогностическую, и медицинскую астрологию, и астрологию совместимости партнёров, и мунданную астрологию. Особое направление представляет собой посмертная астрология, которая определяет, какие религиозные ритуалы необходимы после смерти каждого конкретного человека и какой тип погребения следует выбрать.

Интересна также тесная взаимосвязь астрологии с составлением календаря (что совершенно не характерно для западной астрологии, но очень часто имеет место у народов Азии).

В период Средневековья тибетский календарь наступающего года подготавливался к концу уходящего года официальными астрологами, которые определяли, когда будут "несчастливые дни", с тем чтобы пропустить их и соответственно удвоить "счастливые дни", определить даты наступления праздников. Только после этого календарь считался действительным.

Как сообщал в конце XIX в. "Тибетской погодный календарь" ("Нга тэ таг тхэб"), в земледельческих районах счёт времени начинался со дня зимнего солнцестояния. У кочевников существовал учёт времени в зависимости от появления на горизонте (приблизительно в 8-м месяце) звезды Риши (Сириус), восход которой на небе возвещал о необходимости возвращения на зимние квартиры.

Особенность тибетского традиционного календаря состояла в том, что каждый год из 12-летнего цикла Зодиака имел не только собственное название (как и у других народов Восточной Азии), но и "собственный" обряд, выполнявшийся именно в этом конкретном году. Такой обряд как бы фиксировал место года в календаре, во временном потоке. Чаще всего этот обряд включал паломничества, и в первую очередь паломничества - обходы тех или иных территорий страны. Каждый такой обряд-паломничество, выполнявшийся в определённый год (под тем или иным знаком Зодиака), можно рассматривать, с одной стороны, как регулярную фиксацию "демаркационной" линии, отделяющей "свой мир" от иного, а с другой - так подтверждалась принадлежность данной территории "своему миру" на целый год. В тех случаях, когда подобные паломничества носили религиозный характер, видимо, таким образом осуществлялось ещё и очищение от злых духов, скверны и грехов подвластной территории.

Так, в год Обезьяны совершалось паломничество - обход долины (ронг-кор) горной вершины Цари в местности Дзаюл. В год Овцы, в 4-й месяц, совершалось паломничество к пику Кхаба Карпо, расположенному там, где встречаются Тибет, Бирма, Китай. В год Тигра обходили гору Дорджедроле, а в 4-й месяц этого же года, после появления первых ростков на засеянном поле и после трёх дней совершения религиозного обряда, в реку бросали козлиную шкуру.

После вторжения китайских в войск в Тибет традиция Т.а. не была прервана. И сейчас, во время изгнания Далай-ламы, Т.а. продолжает практиковаться и изучаться. Ведущим современным астрологом данного направления является доктор Джампа Г.Дагтон, руководитель Тибетского Медицинского и Астрологического Института.

См. также Калачакра, Монгольская астрология.