Ушас

(др.-инд. Usas - "утренний свет") -

в древнеиндийской мифологии: божество утренней зари. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; У. показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; её называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т.д. У. выезжает перед восходом Солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей, жизнь, славу, даёт убежище и защиту. Руководство У. певцами подчёркивается особо: она дарует мастерство, наставляет, вдохновляет певца. У. производит на свет Солнце, готовит ему путь, приводит его; появляется с лучами Солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи, сменяя её. У. прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама У. живёт в твердыне на горе. Она - дочь неба, но в то же время рождена Сурьей, и она - его жена. Вместе с тем У. - мать Ашвинов, богов, коров и даже мать сложения гимнов; она - сестра ночи и богов, в частности, адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана; особенное значение придаётся инцестуозным отношениям с отцом-небом. Наиболее тесны связи У. с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т.п.). Она - "наиболее подобная Индре", и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт: опьянённый сомой, Индра разбивает колесницу У., но она сама успевает скрыться. Вне "Ригведы" она появляется очень редко. Вскоре, в послеведийскую эпоху полностью исчезают. Образ У. восходит к индоевропейскому представлению о заре. Её имя тождественно др.-греч. Эос, лат. Авроре и др.