Ван Би,

Ван Фусы
(226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. пров. Хэнань) - 249) -

древнекитайский философ, один из родоначальников синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. о сверхчувственных основах бытия. Был крупным сановником в царстве Вэй. Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились "Основные положения "Чжоу и"" и "Комментарии к "Чжоу и"" (посвящённые "Книге Перемен"), а также "Комментарии к Лао-цзы" - наиболее авторитетные комментарии к "Дао дэ цзину" (возможно, древнейшие) и др.

В.Б. выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Главенство универсального дао В.Б. понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао и судьбу с помощью категории "принцип" (ли). "Принципы" он считал конститутивными компонентами вещей и противопоставлял "делам/событиям". Многообразие непредсказуемых явлений, по В.Б., обусловлено также противоположностью между их телесной сущностью и чувственными свойствами, природной основой и устремлениями, реализуясь, прежде всего, во времени. В.Б. интерпретировал учение "Чжоу и" ("Книги Перемен") как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории "гуа" - суть "времена". Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний. Это философское истолкование учения "Чжоу и" было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической традиции (сян шу чжи чюэ).