Варуна

(др-инд. Varuna) -

в древнеиндийской мифологии: бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой - величайший из богов ведийского пантеона. "Вода" здесь означает "Воды Пространства", или всеоблекающее Небо (Акаша в одном из смыслов), Мировой Океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса. В., несомненно, является прототипом греческого Урана. В. приписываются ключевые космические функции: обладая неограниченным знанием, он поддерживает небо и землю, он обитает во всех мирах как суверенный властитель; В. дал движение Солнцу, оно - его глаз, сам он тысячеглаз; В. укрепляет Солнце, измеряет землю Солнцем, поднимает на небо; ветер, гремящий в атмосфере, есть его дыхание; благодаря действию его законов, Луна движется в сиянии и звёзды таинственно исчезают при дневном свете; ночь и день - его одежда; он знает полёт птиц в небе, пути кораблей в океане, направление далеко уносящего ветра и созерцает всё, что было или будет сделано. Он - свидетель правдивости и лживости людей. Он наставляет Васиштху в мистериях и делает его риши; но его тайны не для того, чтобы их открывали глупцам. Качества и функции, приписанные В., сообщают его характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие всё, приписываемое любому другому ведийскому божеству.

Пара В. - Митра отражает архаичное противопоставление воды и огня. В отличие от Митры, В. больше связан с природным, чем с социальным, с ночью, Луной, с дальним, тайным и магией. Он обладает чудесной колдовской силой. Вместе с Митрой В. моделирует космос в целом, особенно в его магико-правовом аспекте. К людям В. скорее строг и вообще далёк от них, впрочем, В. благосклонен к певцам. В. не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их и отпускает грехи. Он - хранитель высшего закона и гарантия законосообразности в мире.

В послеведийскую эпоху В. продолжает считаться владыкой вод, но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ В. сильно антропоморфизируется, он приобретает многочисленные связи, в т.ч. и родственные (среди его сыновей - Бхригу, Агастья, Васиштха).

Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ В. отражает астрологические свойства Урана в Рыбах.