|
Велес, Волос -
|
|
в славянской мифологии: бог. В древнерусских источниках выступает как "скотий
бог" - покровитель домашних животных - и бог богатства. В. считался богом
"всей Руси" (в отличие от Перуна, который считался богом княжеской
дружины). Об общеславянском характере В. свидетельствует наличие соответствий
русскому В. в южнославянской традиции, где, как и у восточных славян, с
именем этого бога связывается название звёздного скопления Плеяд (др.-рус.
Волосыни, Власожелищи, болг. Власците, сербохорв. Влашиh и др.). В.Титов
указывает, что функции Перуна и В. были полярно противоположными: если
условно принять, что Перун, будучи богом дневного времени, управлял внешними
временными периодами (космическими), то В., ночной и лунный бог, управлял
внутренними биологическими ритмами, исчисляя с зачатия и кончая смертью,
включая эмоциональное состояние и болезни, и изображался гигантским идолом
с семью лицами под одним черепом, опоясанным семью мечами в ножнах, и держащим
в правой руке меч. Каждое лицо со своим мечом символически изображало характер
того или иного дня недели, а меч в руке был атрибутом бога смерти и загробного
мира. Семира и В.Веташ указывают,
что мифологический образ В. соответствует положению Плутона
в знаке Рака.
Литература:
1. Иванов В., Топоров В. Велес.// Мифы народов мира.
2. Славяно-русские календарно-астрологические тексты XV - XVIII
вв. скомментариями, предисловием и прогностическими таблицами./ Сост. В.В.Титов.
3. Семира, Веташ В. Астрология и мифология.