Великий год, мировой год -

I. В древней и средневековой астрологии - период, спустя который все земные события начинают повторяться. Фаталистические тенденции, господствовавшие в древней астрологии, а также в выяснении строгой периодичности движения планет, привели к широкому распространению мнения, будто через определённый промежуток времени планеты займут те места на небе, с которых они начали своё движение в момент сотворения мира, и история начнёт свой новый цикл, повторяющий предыдущий.

В целом идея о "космическом возвращении" имеет вавилонское происхождение. Так, утверждение о том, что "течение звёзд определяет мировой пожар и потоп", мы находим у Бероса в изложении Сенеки:

В целом, учение, на которое ссылается Берос, имеет, по-видимому, также вавилонское происхождение, потому что его метод счёта точно соответствует вавилонской числовой системе, а длительность В.г. кратна третьей степени числа 60 (2 160 000 лет), равно как и длительность индийской Маха юги (4 320 000 лет). Другие числа, которые также делятся на степени числа 60, лежащего в основе вавилонской системы счёта, приводятся в сообщении Аэтия (ок. 100 г. н.э.): "Так называемый В.г. наступает, когда все (планеты) возвращаются к тому же самому месту, откуда они начали своё движение... Согласно Гераклиту, В.г. содержит 18 000 лет, в то время как Диоген Стоик считает его равным 360 таким годам, какой приводит Гераклит". Таким образом, В.г. Диогена состоит из 360·18 000 = 30·60·60·60 лет.

До нас дошли многие другие В.г., например, годы Орфея и Кассандра продолжительностью 120 000 и 3 600 000 лет соответственно. Астрономическая надпись из Кескинто на Родосе (датируемая приблизительно 100 г. н.э.) определяет В.г. в 291 400 лет. За это время, согласно надписи, каждая из планет совершает целое число сидерических и синодических оборотов.

Упоминание имен Орфея и Гераклита указывает на то, что идея В.г. была известна грекам и до Бероса. В самом деле, В.г. или "Совершенный год" упоминается Платоном, Аристотелем и Евдемом. "Совершенный год" Платона есть просто астрономический период, по истечении которого все планеты возвращаются к точке, откуда они начали движение. Аристотель упоминает наводнение "зимой" В.г. и мировой пожар "летом". Евдем пишет: "Если верить пифагорейцам, то я в будущем, поскольку всё повторяется согласно Числу, опять буду рассказывать вам здесь сказки, держа эту тросточку в своей руке, в то время как вы будете сидеть передо мной, как сейчас сидите; и всё остальное будет тем же самым".

Согласно пифагорейцу Гиппасу, современнику Гераклита, В.г. представляет собой относительно небольшой период в 59 лет. Этот В.г. не является, очевидно, периодом всех планет. Однако Сатурн и Юпитер возвращаются приблизительно к той же точке на небе через 59 лет, и 59-летний период регулярно используется в клинописных текстах в связи с Сатурном (см. Циклы планет). Этот цикл, известный и из клинописных источников, приводится у Цензорина ("De die natali", 18) как "В.г. пифагорейца Филолая", а у Аэтия - как "В.г. Энопида и Пифагора".

Цензорин говорит, что В.г. Гераклита содержал 10800 лет, но Аэтий приводит значение 18000 лет. Оба числа делятся на 3600, а 3600 лет составляют один вавилонский SAR (см. Сарос (II)). Происхождение В.г. Гераклита, как и учение о повторяющихся космических пожарах, можно, таким образом, считать вавилонским.

Б.Л.Ван-дер-Варден отмечает, что астрологический фатализм пифагорейцев определенно происходит из Вавилона, классической страны астрологии (см. Фатализм астральный). Осознание того, что небесные явления можно постигнуть с помощью чисел, должно быть, также пришло к пифагорейцам из Вавилона, поскольку греки гораздо позднее научились предвычислять небесные явления.

Огонь, вершащий суд, происходит из зороастризма, потоп и основанные на периодах вычисления - из Вавилона. Комбинация всех этих элементов дала исходный толчок учению о В.г. с мировой зимой и летом, с катастрофой, производимой огнём и потопом.

Влияние вавилонских и иранских идей мы находим и в представлениях о В.г., существовавших в эллинистическое время и в эпоху Средневековья, хотя длительность В.г. рассчитывалась не только на основе вавилонской системы. Так, Антиох (в передаче Ретория) утверждал: "Космические возвращения наступают через 1 753 005 лет; тогда все звёзды собираются вместе в 30-м градусе Рака или первом градусе Льва, и происходит исполнение всего; но когда они встречаются в Раке, в одной части мира будет потоп".

Астрологи занимались вычислениями В.г. вплоть до XVIII века, когда открытие новых планет и установление того факта, что движения всех планет подвержены вековым возмущениям, сделали очевидным бессмысленность подобных занятий.

Автор
Продолжительность великого года
Диоген Стоик 6 480 000 лет
Кассандр 3 600 000 лет
Берос 2 160 000 лет
Антиох 1 753 005 лет
Надпись из Кескинто 291 400 лет
Орфей 120 000 лет
Гераклит (по Аэтию) 18 000 лет
Гераклит (по Цензорину) 10 800 лет
Гиппас 59 лет


II. Год Платона - 25729 лет. См. Платонов год.

III. То же, что и "Год Сириуса"