Воздух -

одна из фундаментальных стихий мироздания (см. Элементы). Как и Огонь, В. соотносится с мужским, лёгким, духовным началом, в противоположность Земле и Воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.

Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1:2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т.е. воздушным божеством). В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания преставлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы-ветры, которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства. Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии. Сходные представления имеются у индейцев Америки. В Древней Греции особенной популярностью пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами (многообразны в различных мифологиях связи ветра с Солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т.п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаизме дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу.

Во многих мифологиях, в частности, в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п.

Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и циклопов. Однако как дуновение - дыхание - ветер связан и с представлениями противоположного характера. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровения Иоанн Богослов. Символика дуновения, ветра как "духовной стихии" вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет. В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как "князе воздушном"). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.

В традиционной западной астрологии В. - элемент, обладающий качествами влажности и холода и связанный с зодиакальными знаками Близнецов, Весов и Водолея. Ключевые слова: лёгкость, подвижность, ветренность, ветер, полёт, птицы, изменчивость, всепроникаемость, безграничность, броуновское движение, общительность, коммуникация, обмен, торговля, любопытство, познавательная активность, информация, эфир, журналистика, публицистика, мысли, идеи, прозрачность, ясность, легкомысленность, бесформенность, соединяющий, свободный, независимый. Доминанты зодиакальных знаков стихии В. - Сатурн и пояс астероидов, возглавляемый Церерой.