Вулкан -

I. (Лат. Vulcanus, Volcanus). Веласкес. Кузница ВулканаВ римской мифологии: бог разрушительного и очистительного пламени. Почитался и как бог, защищавший от пожаров, вместе с богиней Стата Матер, имевшей ту же функцию. Соответствует греческому Гефесту, но связь его с кузнечным делом в Риме не прослеживается, тогда как на Рейне и Дунае В. отождествлялся с местными богами-кузнецами. В. играл известную роль в магии: ему приписывалась способность на десять лет отсрочивать веления судьбы.


II. (Vulcan). Гипотетическая инфрамеркурианская планета. В 1859 г. выдающийся французский математик У.Леверье (который ранее рассчитал трансцендентальные математические уравнения неравномерностей движения Урана и вычислил на их основании положение новой планеты - Нептуна) заметил, что движение Меркурия по орбите вокруг Солнца испытывает значительные возмущения, схожие с теми, что наблюдались у Урана (и других планет, подверженных влиянию притяжения соседних планет). С 1859 по 1876 г. Леверье и другие астрономы вели тщательные вычисления и наблюдения вычисленных положений предполагаемой планеты. Однако ни один из опытов не был успешным: планета не была открыта. Пик поисков пришёлся на солнечное затмение 22 марта 1877 г., после которого астрономы практически отказались от поисков новой планеты.

Современные астрономы отвергают существование сколько-нибудь крупной инфрамеркурианской планеты, однако ряд астрологических школ используют В. в своей работе. При этом мнения астрологов, учитывающих влияние В., разделяются на две основные группы. Представители первой из них считают, что В. не является самостоятельной планетой, а представляет собой символ астрологического влияния солнечной короны, которое отличается от влияния центра Солнца. Астрологи этой группы используют В. чаще в своих теоретических конструкциях, нежели в практической работе. Представители другой группы астрологов считают, что В. - самостоятельная планета очень малых размеров, и используют тот или иной вариант эфемерид этой гипотетической планеты. Твёрдой договорённости относительно положения В., его расстояния от Солнца и периода обращения астрологам этой группы между собой пока достичь не удалось.

Э.Б.Донат указывает, что В. обращается вокруг центра Солнца с периодом от 17 до 25 сут и появляется на расстоянии от 8 до 10° от Солнца. Cогласно расчётам Л.Г.Уэстона (L.H.Weston), В. имеет период обращения 19.5 сут и удаляется максимум на 8° от Солнца. Профессор Уэстон основывал свои заключения на многочисленных предполагаемых наблюдениях В. астрономами в XIX - нач. XX в. Полное изложение теории Уэстона можно найти в буклете "The Planet Vulcan", опубликованном Американской Федерацией Астрологов в 1941 г.

Другой исследователь, доктор Д.Бейкер (D.Baker), предложил иную теорию движения В. Согласно Бейкеру, В. всегда расположен близ Меркурия, причём когда Меркурий удалён более чем на 3° от Солнца, В. находится по ту же сторону от Солнца, что и Меркурий, а когда Меркурий расположен в пределах 3° от Солнца, тогда В. соединяется с Солнцем. Эта концепция обосновывается в книге Бейкера "Dictionary of Astrology".

В авестийской традиции период обращения В. вокруг Солнца принимается равным 40 сут, а его максимальная элонгация - равной 13°.

Характерно, что приверженцы использования В. как самостоятельной планеты допускают, что на физическом плане В. может быть так и не обнаружен, однако существование этой планеты на более тонких уровнях бытия (см. Фиктивные планеты) всё равно позволяет учитывать влияние В.

На графике показано годичное движение В. согласно расчётам Уэстона (выделено красным цветом) и согласно расчётам Бейкера (выделено синим цветом).

Графические эфемериды Вулкана (в двух вариантах) и Трансплутона на 1999 г.

Современный английский астролог Раймонд Генри отождествляет В. с Чёрным Солнцем Меркурия.

Астрологическая интерпретация влияния В. в разных школах существенно отличается. А.Волгин утверждает, что планета имеет влияние на "странные огорчительные явления", такие как пожары, похищения людей, изнасилования, покушения на убийство; она связана с процессом горения (подразумевается, что именно В. обеспечивает не возгорание, а сам процесс горения).

В концепции эзотерической астрологии А.Бейли В. считается эзотерическим правителем Тельца и символизирует душу индивидуального, внутреннего, духовного человека; В. руководит "выковыванием" этого внутреннего человека. Данная планета также правит народами на определённом этапе зачаточного выражения души, таким как секс, и направляет их действия, выковывая орудия войны, когда война и конфликт - единственные средства, при помощи которых может прийти освобождение. В. означает также использование царства минералов человеком.

Согласно Э.Б.Донат, В. имеет отношение к усилиям, используемым при достижении личной свободы, в борьбе, при вспышках свободолюбия; при победе над страхами, в преодолении препятствий и чувства нелюбви и неприязни окружающих; в очистительных процессах и борьбе против значительно превосходящих сил. В повседневной жизни В. связан с изоляцией, горением, параличом конечностей, яростными эксцентрическими выходками, вспышками гнева, подавлением эмоций и долгой напряжённой работой. В. откровенно утверждает голую правду, чтобы отбросить шелуху бесполезных слов, подобно тому, как горение очищает железную руду, превращая ее в чистую сталь.

В., предположительно, управляет плотными прочными материалами - тяжёлыми металлами, минералами. В. связан с теми материалами, которые добыты из рудников и шахт.

Донат указывает, что при попытке использовать энергии В. нередко случаются кризисы. В. - этот тот импульс, который заставляет мастера трудиться на своими созданиями до тех пор, пока из его рук не выйдет настоящий шедевр. Только таким путем человек способен освободиться от земных ограничений.

Ключевые слова для В.: бездомность, боль, выносливость, горе, горение, дисциплина, изгнание, кузнечное дело, металлургия, молчание, недостаток, нелюбимый человек, ранение, ремесленник, роботы, создатель, страдание, увядание, упорство, хромота.

Интерпретация положения В. в домах натальной карты (по Э.Б.Донат):

В. в I доме. Освобождение и облегчение связаны с личными требованиями и личной инициативой. Ответы окружающего мира на призывы натива могут быть неприятными и обличительными, но поистине приносящими свободу. Позиции такого человека в жизни кристально чисты и бескомпромиссны. Если В. благоприятно аспектирован, имеет место гармоничное сочетание творческих идей и практических умений. При слабой аспектации В. возможны периодические нервные блокады. Созидательное самовыражение натива веское и сильное, но не всегда принимаемое большинством людей. Вспышки гнева, характерные для этого человека, могут беспокоить окружающих. Побуждение к поиску личной свободы приводит к частым перемещениям.

В. во II доме. Человека привлекает красота во всех формах. Физические страсти сильны, но поддаются контролю. В. стимулирует полное и созидательное проявление врождённых способностей. Ураганы жизни проносятся, не сломив человека, т.к. у него есть изолированная и защищённая область деятельности, в которой он может совершенствовать и использовать свои таланты.

В. в III доме. Такой человек любит говорить откровенно и прямо, что экономит массу необязательных слов, употребляемых обычно для того, чтобы избежать недопонимания. Однако правила вежливой речи, которыми натив пренебрегает, облегчают людям контакт меду собой, и это следует учитывать. У натива есть склонность к решению проблем понимания между людьми.

В. в IV доме. Возможность преобразовывать, подобно алхимикам, качества в свою противоположность; человек может научиться обращать препятствия в преимущества, противостоять насилию спокойствием, очищать, "фильтровать" негативные проявления. В детстве натив боролся против родительского контроля или влияния; подобная безрассудная враждебность нормальна в юности, но если она сохраняется и в зрелые годы, то это говорит о наличии эмоциональных комплексов, и здесь бороться нужно лишь с собой. Натив часто отвергает ценную помощь других людей даже в очень тяжёлых ситуациях, что может означать бессознательную тягу к смерти.

В. в V доме. Донат сравнивает это положение с мощной пилой, которая быстра и эффективна, но также шумна и разрушительна. Натив компетентен, но резок и неровен в строительной, художественной или писательской деятельности. Резкая быстрота в движениях и речи. Необузданная ярость может нанести кому-нибудь вред и отразиться на взаимоотношениях с людьми.

В. в VI доме. Ограничения, накладываемые на человека семьёй, обществом, культурой, зачастую воспринимаются как норма жизни, но лишь до того момента, пока человек из-за какого-нибудь события не почувствует себя загнанным в западню. Натив порабощён собственным стремлением к тому, чтобы быть полезным, возможно, даже претерпеть мученичество. Реализация этого жертвенного устремления приносит истинное освобождение.

В. в VII доме. Такие люди бывают одиноки даже в самой большой толпе; они одиноки даже среди друзей и во время развлечений. Рождённый не желает испытывать общественного давления, он противодействует любым попыткам посягнуть на свою независимую личность. Он может желать испытывать удовольствие от взаимоотношений, которые не отягощены никакими общепринятыми обязательствами. Он возводит стены между собой и миром, при этом не только отталкивая от себя других людей, но и мешая полному раскрытию собственных способностей.

В. в VIII доме. Скрытые, не выражаемые явно эмоциональные тенденции обуславливают большую часть поступков человека, нежели думают окружающие. Натив подавляет свои эмоции, не допуская их выплёскивания наружу, и старается сохранять спокойствие, хотя его часто подмывает на какие-нибудь неистовые выходки. Его внутренняя сила, будучи проявлена в подходящих обстоятельствах, может быть довольно конструктивной, хотя в основном её проявления негативны. Когда эта энергия воплощается в произведения искусства, они обладают устрашающей красотой, в которой опытный глаз увидит скрытую могучую силу воли.

В. в IX доме. Приверженность возвышенным стандартам, при которой нет нужды впутываться в софистические рассуждения; но возможно стремление построить свою жизнь по одной единственной заповеди, например, "возлюби ближнего". Натив может резко порвать с тем, чему его учили в детстве, в поисках религиозной свободы.

В. в X доме. Реальная свобода придёт после обучения у мастера, которому бы натив доверял и которого бы уважал, и после открытия личного дела, где будут сделаны инновации на фундаменте знаний, полученных у учителя. Некоторая амбициозность просто необходима для созидательной деятельности, однако избыток рвения создаст душевные и физические блокады.

В. в XI доме. Натив более консервативен, чем окружащие его люди. Он стремится избегать участия в каких-либо акциях, связанных с общественными требованиями или критикой во время вопиющего попрания договоров или игнорирования прав граждан.

В. в XII доме. Необходимость быть осторожным при разоблачении идей, которые были надолго похоронены в глубинах подсознания. Любая попытка снять блок в подсознании натива должна производиться с большой искусностью. Одним из величайших талантов данного человека является внутреннее знание о том, как открыть центры праны в человеческом организме; это ключ к физическому балансу или целительству, который находится в эфирном теле натива.

В Авестийской Школе Астрологии В. считается "высшей ипостасью" Юпитера и старшим управителем знака Весов; экзальтация - в знаке Стрельца. В. символизирует единство Закона Земли и Космоса, указывает на становление человека как вселенского существа, олицетворяет космическую иерархию и гармонию, выход из земных ограничений. Считается, что в гороскопах современного поколения людей В. практически не проявлен, за редкими исключениями; ощутимым его воздействие станет с начала XXI в., в эру Водолея.

Интерпретация положения В. в знаках Зодиака (по В.Быстровой):

В. в Овне: изгнание. Стремительное схватывание космической идеи. Восторг нового. Осознание космической ниши человечества. Комплекс тоски по братьям по разуму или (в негативном варианте) их полное непризнание.

В. в Тельце. Углубление и детализация космической идеи, привязка её к конкретике Земли. При этом сохраняется здравомыслие и устойчивость.

В. в Близнецах: падение. Лёгкость и восторженность в овладении Космосом. Негативный вариант - полная безответственность и открытое чувство неполноценности: не хочу знать братьев по разуму, т.к. не хочу чувствовать себя червяком перед ними.

В. в Раке. Историчность в поисках космической семьи, поиск во времени, анализ лучеиспускания (напр., реликтового излучения).

В. во Льве. Трепетное сознание нового существа в человеке, рождение космического ребёнка.

В. в Деве. Осторожное прислушивание к новой космической идее, высовывание из раковины. Идея воспроизводства потомства.

В. в Весах: обитель. Внутреннее осознание связи с Космосом. Прикосновение к высшим принципам. Идея гибких конструкций в податливом материале.

В. в Скорпионе. Идея планетарного робота, тайна жизни на других планетах. В. прорубает пути во Вселенной силой сознания.

В. в Стрельце: экзальтация. Силовой захват новой идеи, захват новых пространств Вселенной; полная лучезарность и раскрепощение; начало сбора семян и посева.

В. в Козероге. Крушение привычного, рывок в непознанное. Прозорливость и профессионализм в космических вопросах.

В. в Водолее. Смешение стилей. Слишком оригинальные космические идеи будущего.

В. в Рыбах. Принятие новой космической идеи как давно знакомой. Эзотеричность, виртуозность, симпатичность и самостоятельность. Возникает слышание высших планов, опосредованное через общее сознание.

Семира и В.Веташ считают (вслед за астрологами Авестийской Школы) В. непроявленным управителем знака Весов и интерпретируют эту планету как гармоничное слияние противоположностей, формирующее разнообразие этого мира. В. - это этическая и эстетическая граница, ограждающая мир от стихийных битв, единый нравственный договор между людьми, ритуалы и культурное взаимодействие, основанное на принципах равенства и справедливости. Это закон равновесия, стоящий над понятиями добра и зла, и соразмерность, служащая основой красоты. Это искусство и творец, растворяющий себя в мировом процессе творчества, искусность и искусственно созидаемая человеком реальность, ставшая возможной благодаря овладению стихией огня, в самом человеке символизирующей энергию его инстинктов. Это абстрактно-возвышенное отражение жизни в мышлении, подобие самого верха и самого низа, себя и другого, внешнего и внутреннего и выбор между ними. Это сфера, где человек независим от природы, от борьбы за существование, страдания и смерти; утопия его всемогущества и свободное следование своему эволюционному пути - на первом витке спирали культурного развития, связанного с предпочтением стабильной жизни внутри цивилизации.

Л.Константиновская предполагает, что планета В. ещё находится на стадии формирования и образуется лишь приблизительно через 30 млрд. лет. Характеристики, приписываемые В.: могучая, зрелая сущность с космическим сознанием, воин, крепкое физическое здоровье.

См. Гипотетические планеты.


III. (Vulcanus, сокр. VU). Фиктивная планета, один из восьми транснептунов, введённых в астрологическую практику Гамбургской школой астрологии Альфреда Витте. Символ В. - стрела, направленная вверх от равностороннего треугольника. Эфемериды для В. вычислил ученик и коллега Витте Фридрих Зиггрюн, а затем, базируясь на этих эфемеридах, американский исследователь Джеймс Нили рассчитал элементы орбиты В. Пеpиод обpащения В. вокруг Солнца - 661,5 г., среднее годовое смещение вдоль эклиптики - 0°33'. Большая полуось орбиты а = 77.446 а.е. Наклон орбиты и эксцентриситет считаются имеющими нулевое значение. 

См. Геоцентрические эфемериды В. на 1550-2049 гг.

См. Гелиоцентрические эфемериды В. на 1550-2049 гг.

Ключевые слова для характеристики влияния В. в гороскопе: высвобождение силы, мощь. С В. связаны такие понятия как влияние, огромная энергия, могущество, власть над природой,  потенция, интенсивность, насилие. Среди астрологов Гамбургской школы нет единства в вопросе о том, где расположена обитель В. В частности, Герман Лефельдт располагал обитель В. в Стрельце, а Роджер Джекобсон - в Овне.