Заратуштра,

Заратустра (авест.), Зороастр (др.-греч. Zoro- aster или Zoroastres), Зардушт (среднеиран.) -

пророк и основатель религии зороастризма. По одним версиям, он происходит из восточноиранского рода Спитамы. Согласно другим, "З." - само по себе родовое имя великих реформаторов и законодателей; в древнем персидском сочинении "Десатир" ("Книга Шет") говорится о тринадцати З. Оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати З. Е.Блаватская пишет: "Эта иерархия начинается с божественного З. в "Вендидаде" и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя и теперь утерянным для истории... Как сказано в "Тайной доктрине" (т. II), последний З. был основателем храма Огня Азарекша за много веков до нашей эры". Последний из рода З. - пророк и основатель иранской религии, называемой по-разному: маздеизмом, магизмом, парсизмом, огнепоклонничеством или зороастризмом. Ему принадлежит создание "Гат" - древнейшей части сборника священных книг зороастризма - "Авесты". Время жизни последнего З. точно не установлено. Ксанф из Лидии, самый ранний из греческих писателей, упоминающих этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской войны. Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона. Берос делает его царём Вавилона около 2200 г. до Р.Х. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил "за 258 лет до Искандара" (Александра Македонского), в VII-VI вв.до н.э. Современная традиция Авестийской Школы Астрологии относит время жизни З. к началу Овна эпохи (т.е. ок. XXI в. до н.э.). Согласно современному лингвистическому анализу "Гат", эпоха деятельности пророка определяется как XII - X вв. до н.э.

Е.Блаватская пишет:

Первоначально З. проповедовал своё учение на родине (согласно различным источникам, - в Восточном Иране, Средней Азии, Поволжье). Главным источником биографических сведений о З. является 13-я книга "Авесты". По преданию, во время беременности мать З. увидела вещие сны о необыкновенной судьбе будущего сына. Новорожденный З. не плакал, как все дети, а смеялся. Маги хотели его уничтожить и бросили в костёр, но он чудесным образом спасся. В семь лет З. проявил выдающиеся способности, в 15 лет его мудрость и благочестие были несравненны. На родине З. не имел успеха и в возрасте 30 лет бежал в Бактрию. Там, наперекор магам, З. обратил в свою веру царя Дрангианы Виштаспу, чудесно исцелив его любимого коня. В возрасте 77 лет З. погибает от руки своего исконного врага - чародея Тур-и-Братарвахши. З. имел трёх жён, оставил четырёх дочерей и шестерых сыновей. Со временем З. стали чтить как полубога.

Главным в проповедях З. было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости (см. Аша Вахишта) в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, от его активного участия в этой борьбе на стороне добра. Таким образом, душа оказывается перед выбором между Добром и Злом, между Правдой и Ложью. Если она выбирает Добро, то будет вознаграждена в последний день Ахура Маздой; но если она выбирает Зло, то будет в конце времён осуждена огнём. Зороастрийская мораль - этическая триада благих мыслей, благих слов и благих дел.

Через греческое посредство образ З. - Зороастра стал достоянием европейской культуры. В эпоху эллинизма он породил множество вторичных синкретических мифов, которые сохраняли иногда архаичные иранские черты. Зороастру приписывали множество пророчеств, изречений и книг, в средние века его считали великим магом и астрологом. П.Глоба называет З. родоначальником авестийской астрологии. Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ З. соответствует положению Юпитера в знаке Близнецов.

Под именем "Зороастр" в античности циркулировало большое количество сочинений, очевидно, написанных "магами" - теми зороастрийцами, которые жили под властью Ахеменидов в Сирии и Малой Азии.

См. Религия и астрология.