Зачатия гороскоп.

Представление о том, что определяющим для человека является не гороскоп рождения, а З.г. (или, по крайней мере, что оба гороскопа равно значимы), имеет древние корни. В античности построение З.г. было очень распространено у народов Средиземноморья. У индоевропейцев спор о том, какой из гороскопов более значим, длился очень долгое время.

Известно, что ученик Бероса Архинопол применял методы гороскопии по рождению к моменту зачатия. Та же идея обнаружена в вавилонском клинописном тексте 258 г. до н.э., содержащем положения планет на две даты, отстоящие друг от друга на 279 дней. Так как фиксация положений планет для этих дат производилась в астрологических целях, резонно предположить, что первая дата (17.03.258 г. до н.э.) относится к зачатию, а вторая (15.12.258 до н.э.) - к рождению ребенка. Это самый ранний известный нам пример З.г. Кроме того, Цензорин сообщает ("De die natali", 8), что с точки зрения халдеев, положение Солнца в определённом градусе знака Зодиака отмечает место зачатия. В восточной астрологии также существовали методы анализа З.г.

Современный французский астролог Катрин Обье связывает проблему З.г. и гороскопа рождения с концепцией матриархата и патриархата: "С точки зрения сторонников матриархата, главным моментом в жизни человека является момент, когда мать производит его на свет... Напротив, с точки зрения защитников патриархальных ценностей, ребёнок - это прежде всего произведение отца. Мать при этом - лишь вместилище мужского семени. Стало быть, главный момент - это момент зачатия".

В настоящее время по поводу З.г. существует две основных точки зрения. Согласно первой из них, З.г. содержит сведения о более глубоких характеристиках человека - генетических, кармических, и т.п., - нежели карта рождения. Поэтому З.г. следует использовать в астрологической практике, не умаляя, однако, роли натального гороскопа (в частности, такого мнения придерживается Авестийская Школа Астрологии). Другая точка зрения гласит, что действие З.г. простирается лишь на период беременности, по этому гороскопу можно определить ход беременности, изучить события, которые произойдут с плодом до рождения, предсказать пол ребёнка. Крупнейшие авторитеты индийской астрологии придерживались второй точки зрения: ими были разработаны методики определения пола ребёнка, длительности беременности и особенностей её протекания по З.г., и даже были разработаны критерии, которые позволяли узнать, могло ли вообще зачатие иметь место в данный момент. Так, Варахамихира ("Брихат-джатака", IV, 3) указывал: если Солнце, Луна, Венера и Марс расположены в своих навамшах, если Юпитер в I, V или IX доме, то зачатие произошло; если даже эти планеты не в своих навамшах, но Солнце и Венера в гороскопе мужчины в упачайях и в своих амшах, то зачатие произошло; если в женском гороскопе Луна и Марс в упачайях и своих навамшах - зачатие также имеет место (за исключением случаев стерильности, импотенции и т.д.). Пол будущего ребёнка в индийской астрологии определяется следующим образом. Если сильный Асцендент, Солнце, Луна и Юпитер занимают нечётные знаки или навамши, они указывают на рождение мальчика; если они в чётных знаках и амшах - родится девочка. Если Юпитер и Солнце в нечётных знаках - мальчик, если Венера, Марс и Луна в чётных знаках - девочка. Если эти планеты в двутелесных знаках (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы) и аспектированы Меркурием, - родятся близнецы, а их пол будет соответствовать зодиакальному знаку данных планет. Если Сатурн находится в нечётных домах (кроме первого), родится мальчик. После оценки сравнительной силы планет выносится итоговое суждение о поле ребёнка. Данный анализ возможен как по З.г., так и по гороскопу бракосочетания или по хорарной карте. В наше время сходные методики были разработаны чешским учёным Е.Йонасом.

Индийцами были также установлены соответствия планет месяцам беременности. Первым месяцем управляет Венера, 2-м - Марс, 3-м - Юпитер, 4-м - Солнце, 5-м - Луна, 6-м - Сатурн, 7-м - Меркурий, 8-м - управитель Асцендента, 9-м - Луна, 10-м - Солнце.

Интересно отметить рассуждения выдающегося астролога позднего Средневековья Майкла Скота, который считал, что З.г. очень важен не только для изучения пренатального периода, но и для определения всей жизни человека. Исходя из этого, Скот считал совершенно неубедительным популярный аргумент противников астрологии: почему рождённые в один и тот же момент люди бывают совершенно непохожи друг на друга? Но ведь момент зачатия у них был не один и тот же!

Основная сложность, возникающая при использовании З.г., - это установление времени зачатия. В античности и средние века тщательно разрабатывались разнообразные методы точного определения момента оплодотворения. Так, например, одни утверждали, что женщины очень чутко отмечают это мгновение по характерному сокращению матки. Другие рекомендовали тщательно записывать время каждого соития или рассчитывать время зачатия, исходя из момента прекращения месячных. Как бы то ни было, установить время зачатия с полной гарантией невозможно. Поэтому многие астрологи, признавая теоретическую значимость З.г., на практике его не используют.

Особой разновидностью З.г. является карта Трутины Гермеса ("пренатальной эпохи"). Эта карта строится на основании данных о положении Луны и Асцендента в гороскопе рождения. Время "астрологического зачатия", на которое строится карта Трутины Гермеса, может отличаться от времени истинного зачатия на несколько суток. Однако эта карта может дать существенную информацию, сходную с информацией З.г. Особенно активно пренатальная эпоха используется для ректификации натальной карты.

В XX в. возможности использования З.г. в астрологической практике серьёзно исследовались Сефариалом в книге "Солярная эпоха" и Э.Г.Бейли в работе "Пренатальная эпоха".