Змея - |
З. (змей) - символ, представленный почти во всех мифологиях и связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. В архаических космогонических мифах Евразии и Америки З. осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Наиболее ранним космическим образом Небесного Змея представляется символ Змея-Радуги, связываемый в Австралии с плодовитостью, прародительницей-землёй и дождём (и нередко противопоставляемый огню и Солнцу). Символ Змея-Радуги - хозяина дождя, пьющего небесную воду, имеет широкое распространение как в мифологиях народов Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии, так и в индейских мифологиях (напр., по мифам индейцев бассейна Амазонки, Змей Боюсу днём является в виде радуги, ночью - в виде чёрной дыры среди Млечного Пути). В мифах народов Африки Змей-Радуга чаще всего выступает в качестве поглотителя вод, которые иногда борются с сыном Солнца. К этому общеафриканскому мифологическому мотиву может быть, вероятно, возведён и египетский миф об Апопе.
З. у многих народов выступает как символ мудрости, знания, но при этом З. часто бывает и опасна (см. "Грехопадение"). В германской мифологии З. ("червь") среднего мира как главное воплощение космического зла играет основную роль в предстоящей гибели мира. Здесь можно видеть негативное переосмысление архаического космогонического символа З. Характерно, что в античности змей не боялись, их почитали. А отвращение к З. появилось только во времена поздней античности под влиянием христианства.
Двоякое значение символики З. подтверждается также действием, которое оказывает яд З.: с одной стороны, он целителен, с другой - опасен (часто - смертельно).
См. также Дракон, Затмения, Южная Гидра. О появлении на небе созведия З. существует такое предание. Когда Главк, сын Миноя, критского царя, утонул в бочонке меда, царь приказал доставить во дворец Асклепия и затем запер легендарного врачевателя вместе с телом своего мертвого сына. Асклепий сидел и предавался горестным размышлениям. Вдруг он увидел змею, вползающую в покои. Асклепий убил ее, но к той приблизилась другая змея, положила ей на голову какую-то траву и убитая - о чудо! - ожила. Асклепий той же травой оживил царского сына. Ожившая змея была помещена богами на небо... Если верить другим источникам, созвездие, о котором идет речь - это одна из тех змей, что пытались умертвить Геракла в колыбели. См. также Змееносец.
Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что звёзды, расположенные в З., по своему астрологическому действию подобны Сатурну и Марсу.
В.Робсон отмечает, что созвездие З., простирающееся с 13° Скорпиона по 15° Козерога, даёт мудрость, силу, коварство, слабоволие, способствует смерти через отравление.
В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие З. соотносится с обителью Нептуна в Стрельце, древесным знаком Инжира и Старшим Арканом Таро "Дьявол". Созвездие З. означает опасность мудрости, смертельные загадки жизни; не связанные в обыденной жизни странные события обретают цельность на уровне высшей реальности; страх избавления от ставших привычными страданий. Значение созвездия предположительно перекликается с созвездиями Стрелы, Рыси и Андромеды. В данной системе астрологически важными считаются следующие звёзды З.:
|
|
|
|
|
|
|
|||
15ч44.3м | +06°26' | 2.65 | K2 III | 24 альфа З. (Унук Альхайя) |
15 46.2 | +15 25 | 3.67 | A2 IV | 28 бета З. |
15 56.5 | +15 40 | 3.85 | F6 V | 41 гамма З. |
15 34.8 | +10 32 | 3.80 | F0 IV | 13 дельта З. |
15 50.8 | +04 28 | 3.71 | A m | 37 эпсилон З. |
18 00.5 | -03 41 | 4.62 | F3 V | 57 дзета З. |
18 21.3 | -02 54 | 3.26 | K0 III-IV | 58 эта З. |
18 56.2 | +04 12 | 4.06 | A5 V | 63 тета1 З. (Алия1) |
18 56.2 | +04 12 | 4.98 | A5 V n | 63 тета2 З. (Алия2) |
15 41.6 | +19 40 | 4.52 | A1 V | 21 йота З. |
15 48.7 | +18 08 | 4.09 | M1 III | 35 каппа З. |
15 46.4 | +07 21 | 4.43 | G0 V | 27 лямбда З. |
15 49.6 | -03 26 | 3.54 | A0 V | 32 мю З. |
17 20.8 | -12 51 | 4.33 | A1 V | 53 ню З. |
17 37.6 | -15 24 | 3.54 | F0 IV | 55 кси З. |
17 41.4 | -12 53 | 4.26 | A2 V | 56 омикрон З. |
16 02.3 | +22 48 | 4.83 | A3 V | 44 пи З. |
15 51.3 | +20 59 | 4.76 | K5 III | 38 ро З. |
16 22.1 | +01 02 | 4.82 | F0 V | 50 сигма З. |
15 25.8 | +15 26 | 5.17 | M1 III | 9 тау1 З. |
15 32.2 | +16 03 | 6.10 | B8 V | 12 тау2 З. |
15 35.6 | +17 39 | 6.12 | K0 III | 15 тау3 З. |
15 36.5 | +16 07 | 5.93 | F0 V | 18 тау5 З. |
15 41.0 | +16 01 | 6.01 | G5 III | 19 тау6 З. |
15 41.9 | +18 28 | 5.8 | A3 V | 22 тау7 З. |
15 44.7 | +17 16 | 5.90 | A0 V | 26 тау8 З. |
15 47.3 | +14 07 | 5.70 | A2 V | 31 ипсилон З. |
15 57.2 | +14 25 | 5.54 | K1 IV | фи З. |
15 41.8 | +12 51 | 5.33 | A0 p | 20 хи З. |
15 44.0 | +02 31 | 5.88 | dG5 | 23 пси З. |
15 50.3 | +02 12 | 5.23 | G8 III | 34 омега З. |
Основные астрологические влияния, связанные с сы: вдумчивость, проницательность, организованность, решительность, сила воли, философский склад ума, исключительно здравый ум, целеустремлённость; человек, находящийся под влиянием этой "ветви", высоко ценит эрудицию, но не любит делать лишних усилий; живёт сегодняшним днём, умеет полностью извлекать выгоды из обстоятельств, не терпит, когда ему мешают понапрасну.
Подробнее см. Китайская астрология.