ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ

Часть 2

Астрология Древнего мира.

В этом и последующих разделах мы проследим историю астрологии в общих чертах, чтобы представить себе основные тенденции, ареалы распространения тех или иных астрологических систем, их взаимные влияния. Мы не будем сейчас останавливаться на конкретных астрологических традициях, а выявим лишь главные исторические этапы.

Двуречье. Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) - природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII в. до н.э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия "Энума Ану Энлиль", в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.

Именно Двуречье принято считать местом возникновения древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Первые города-государства были созданы шумерами, которые пришли на территорию Южного Двуречья на рубеже V - IV тыс. до н.э. Во 2-й пол. III тыс. до н.э. здесь уже существовали города, население которых исчислялось десятками тысяч (Урук, Киш, Ур, Лагаш, Аккад). Как раз к этой эпохе восходит систематическое наблюдение неба шумерами.

Датировка “рождения” астрологии. Интересное предложение датировать "рождение" астрологии предзнаменований выдвинул современный историк науки Питер Хубер. Среди клинописных текстов есть предзнаменование, которое считается одним из древнейших: в нём описано зловещее лунное затмение в месяце нисан, предвещающее смерть царя Аккада. Уточнённая хронология правлений месопотамских царей (установленная в 1982 г.) позволила П.Хуберу взяться за проверку этого астрологического события. И он получил почти невероятное совпадение, найдя промежуток времени, когда на протяжении всего 65 лет не менее, чем трём (!) сменам правления в Аккаде непосредственно предшествовало затмение, которое полностью соответствует описанному в предзнаменовании.

Полное лунное затмение в нисане Переход власти в Аккаде
9 марта 2302 до н.э. от Маништушу к Нарамсину (2301 до н.э.)
19 марта 2265 до н.э. от Нарамсина к Шаркалишарри (2264 до н.э.)
10 марта 2237 до н.э. от Элулу к Дуду (2236 до н.э.)

Это позволило П.Хуберу предположить, что трёхкратное совпадение похожих затмений со сменой власти и было ходом событий, которое привело к рождению астрологии предзнаменований. После такого недвусмысленного свидетельства о соответствии небесных и земных катаклизмов жители Двуречья не могли не заняться более тщательным наблюдением астрономических явлений и происходящих параллельно с ними земных событий.

Однако XXIII в. до н.э. нельзя признать веком действительного рождения астрологии: ведь чтобы заметить, что лунные затмения определённого типа предвещают смерть правителя, шумерам уже нужно было иметь записи наблюдений за небом.

Как бы то ни было, мы можем констатировать, что в последние века III тыс. до н.э. в Месопотамии уже велись систематические наблюдения астрономических событий, которым придавалось астрологическое значение. Примерно к этому же времени традиционная китайская историография относит создание придворной астрологической службы в Древнем Китае. В частности, сохранились сведения о том, что два государственных астролога не смогли предсказать солнечное затмение 22 октября 2137 г. до н.э., за что были казнены. Однако современные исследователи считают эту историю или полностью мифической, или имевшей место как минимум тысячелетие спустя. Самые ранние реальные сведения о китайской государственной астрологии относятся только к I тыс. до н.э.

Вавилония. В начале II тыс. до н.э. в южной части Двуречья сформировалось государство Вавилония (т.наз. Старовавилонское царство), достигшее своего расцвета в XVIII - XVII вв. Именно этим периодом датируются древнейшие известные астрологические тексты и деятельность первых астрологов, имена которых дошли до нас. Вавилонские жрецы наблюдали за движением Солнца, Луны и планет среди созвездий, постигая через них волю богов. Их предсказания, если воспользоваться современной терминологией, были мунданными: они касались судьбы правителей и государств, погоды и урожая.

Касситский период. В XVI в. до н.э. Вавилонию завоевали горцы-касситы, что привело к её политическому ослаблению. На астрологии это сказалось неоднозначно. С одной стороны, именно во времена касситской династии (правившей до середины XII в. до н.э.) была собрана уже упомянутая серия астрологических предзнаменований "Энума Ану Энлиль", велись наблюдения восходов, заходов и кульминаций звёзд и планет. С другой стороны, есть основания полагать, что в касситский период традиция наблюдения и интерпретации небесных явлений на какое-то время была прервана. Анализ текстов из библиотеки Ашшурбанипала показывает, что месопотамские астрологи более позднего времени неоднократно демонстрировали серьёзное недопонимание многих знамений, упомянутых в "Энума Ану Энлиле".

Астрология в других регионах. Вторая половина II тыс. до н.э. - эпоха, начиная с которой, мы можем говорить о развитии астрологии не только в районе Двуречья. Так, к XV в. до н.э. относятся надписи на китайских гадальных пластинках, которые можно классифицировать как наиболее ранние астролого-астрономические тексты в Китае. Уже в XII в. до н.э. астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-обсерваторий. Примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. китайские учёные выделили на небе 28 "лунных стоянок" и 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом. В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы - 36 групп ярких звёзд, расположенных вдоль эклиптики). Одновременно происходило формирование астрологических концепций у индоевропейских племён.

Индоевропейцы. Арии, консолидировавшиеся на рубеже III - II тыс. до н.э. где-то в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в разных направлениях с начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в XIV - XIII вв. до н.э., и иранские арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э., относятся к одной ветви индоевропейцев - к южной ветви, часто именуемой индоиранской. Этим объясняется большое количество общих черт в культуре иранцев и индийцев. Астрологические представления раннего периода нашли выражение в священных книгах этих народов - Ведах и Авесте, которые начали создаваться в конце II - начале I тыс. до н.э.

Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма: разработка основных положений "науки о звёздах" приписывалась непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Среди наиболее оригинальных астрологических разработок индоиранцев - введение "лунного Зодиака" из 28 накшатр в Индии, разработка идеи о 12 тысячелетиях существования мира, соотнесение семи высших божеств с семью планетами и деление Земли на семь климатических поясов в зороастризме.

Ассирия. В IX - VII вв. до н.э. наиболее могущественным государством в Передней Азии была Ассирия, под властью которой оказался даже Египет (в 671 - 664 до н.э.). Ассирийская астрология продолжала астрологические традиции Двуречья. В конце VIII в. до н.э. была создана клинописная серия "Мул Апин", в которой обнаруживаются первые шаги к введению знаков Зодиака: были выделены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Со времени Набонасара (747 - 734 до н.э.) в Двуречье велись систематические наблюдения затмений; в VII в. до н.э. вавилоняне уже умели правильно предсказывать лунные затмения. Именно к данному периоду принадлежит правление ассирийского царя Ашшурбанипала (668 - 635 до н.э.), много сделавшего для развития астрологии. Как мы уже упоминали, он основал библиотеку клинописных табличек в Ниневии, собрав астрологические материалы за многие предшествующие столетия. Известны его личные астрологи Рамману-Шумаушар, Набу-Мусиши и Мардук-Сакин-Шуму, которые готовили ему доклады с обязательным астрологическим анализом поступавших новостей. Однако в конце VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами соединённых сил Мидии и восставшего Вавилона, и царская библиотека (содержавшая до 25 тысяч табличек с текстами) была уничтожена. До нашего времени дошли лишь её фрагменты.

Китай в VIII-VII вв. до н.э. В обсуждаемый период в Китае продолжали вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических прогнозах, а также создание "Канона перемен" ("И цзин") - ключевой работы для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.

Месоамерика. Археологические находки в странах Латинской Америки позволяют утверждать, что в древних индейских цивилизациях - у ольмеков и майя - уже в первой половине I тыс. до н.э. были разработаны основные методики и понятия оригинальной астрологической традиции, которая будет развиваться различными народами Месоамерики вплоть до пришествия конкистадоров. В частности, был выделен базовый для месоамериканской астрологии 260-дневный цикл.

Особое значение VI в. до .н.э. VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель и государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из т.наз. "мировых религий"), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый греческий философ, учёный и религиозный реформатор).

VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала играть значимую роль.

Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э. произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации соединение трёх высших планет - Урана, Нептуна и Плутона, - причём это соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае 577 г. и в мае 576 г. до н.э.

Астрология в эпоху Ахеменидов. В эту эпоху наиболее могущественным государством стала держава Ахеменидов, власть которой распространялась на большинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе на Финикию, Египет и Месопотамию) и даже на часть Индии. Объединение земель, в которых до этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, имело для развития науки о звёздах большое значение. В частности, концепции месопотамской астрономии и астрологии проникли в Индию - о чём свидетельствует трактат Лагадхи "Джъётишаведанга" (конец V в. до н.э.) - и оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская и египетская наука также впитала в себя мудрость Двуречья.

Среди новых достижений вавилонских астрологов этого периода следует назвать открытие ими 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла (ок. 500 г. до н.э.), введение 12-знакового Зодиака (ок. 400 г. до н.э.) и разработку положений индивидуальной астрологии (древнейший известный гороскоп датируется 410 г. до н.э. и составлен в Вавилоне).

Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию в Египет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своём распространении астрология переносила также астрономические вычислительные процедуры, которые необходимы каждому составителю гороскопов.

Ахеменидский Египет. В Египте в Ахеменидский период мы находим первые следы влияния вавилонских астральных предзнаменований и, возможно, месопотамское влияние на календарь.

Вероятно, в середине IV в. до н.э. в Египте был введён интеркаляционный календарный цикл. В его основе лежал гражданский год из 365 дней. Египтяне приравнивали 25 таких лет 309 синодическим месяцам, тогда как система Лагадхи оперировала более неточным соотнесением 25 лет с 310 синодическими месяцами. Таким образом, сам египетский календарный период, видимо, не вавилонского происхождения, но одновременность введения таких солнечно-лунных циклов во всех странах, находившихся под ахеменидским контролем или влиянием, даёт серьёзные основания предположить общий источник мотивации и технических знаний - вавилонский.

Наше знание астрологических предзнаменований в ахеменидском Египте основано на демотическом папирусе, написанном на рубеже II - III вв. н.э. Первая часть этого текста - о предзнаменованиях, связанных с затмениями, - часто датируется ахеменидским периодом и содержит не только предзнаменования, параллельные солнечной и лунной частям "Энума Ану Энлиль" (хотя и изменённые для того, чтобы соответствовать реалиям египетского общества), но и дискуссию о 18-летнем цикле затмений (очевидно, вавилонском). Вторая часть папируса - о лунных предзнаменованиях - возможно, и пост-Ахеменидского периода, но ряд явлений, описанных в ней, также восходит к лунному разделу "Энума Ану Энлиль".

Халдеи и Древняя Греция. В Греции месопотамские жрецы-астрологи и их ученики стали известны как "халдеи". Среди наиболее ранних свидетельств появления халдеев в Греции - их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), а также сообщение Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздам блистательное будущее великого драматурга Еврипида (родившегося в 480-х гг.) его отцу.

Греческая наука, переживавшая в указанную эпоху свой расцвет, также внесла значимый вклад в развитие астрологии. Афинский астроном Евктемон ок. 432 г. до н.э. ввёл использование тропического Зодиака. Его современник и коллега Метон открыл (видимо, независимо от вавилонян) 19-летний календарный цикл. Концепции Эмпедокла (ок. 490 - ок. 430 до н.э.), Платона (427 - 347) и Аристотеля (384 - 322) - особенно идея 4 стихий и представления о структуре Космоса - составили философский базис астрологии последующих столетий. Идеи Гиппократа (ок. 460 - 370) о значимости учёта воздействий звёзд в медицине также получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма и средние века. Однако следует признать, что разработанной астрологической системы и сколько-нибудь широкой астрологической практики в Греции в данную эпоху ещё не было.

На рубеже V - IV вв. до н.э. в греческих текстах начали появляться элементы вавилонской астрономии и астрологии того времени. Платон, в частности, знал о периодичности небесных явлений (концепция, являющаяся базисом всей математической астрономии и астрологического учения о циклах) и о делении эклиптики на 12 равных частей. Евдокс Книдский в первой половине IV в. до н.э. определил восходы, заходы и кульминации ряда созвездий, которые почти точно соответствуют известным месопотамским созвездиям, но совершенно отличны от египетских. Остаётся неясным, насколько раньше месопотамские созвездия стали известны в Греции. Ок. 270 г. до н.э. Арат из киликийского города Солы написал дидактическую астрономико-астрологическую поэму "Явления", в которой описал звёздное небо и звёздные явления согласно учению Евдокса. Эта поэма – древнейшее из дошедших до нас полное описание греческих созвездий.

Китай в середине I тыс. до н.э. Наиболее древние известные нам астрологические сочинения, созданные в Китае, датируются концом V - IV вв. до н.э. В это же время был составлен первый известный список неподвижных звёзд (свыше 800). Данные работы показывают удивительное сходство с техниками месопотамской астрологии предзнаменований. Видимо, эти методики были занесены в Китай из Индии буддийскими миссионерами. Соединившись с уже существующими концепциями (в частности, с идеей 28 "лунных стоянок" - сю - на небесном экваторе) и с наблюдениями китайских учёных, эти методики в итоге образовали ту систему, которую мы знаем из трактата выдающегося историографа и астролога Сыма Цяня "Тянь гуань шу" (рубеж II - I вв. до н.э.).

Эллинизм. В 333 г. до н.э. под ударами армии Александра Македонского государство Ахеменидов прекратило своё существование. Одну империю сменила другая, не менее великая. Единое государство, созданное Александром, просуществовало очень недолго, но его походы вызвали к жизни колонизацию небывалых масшабов. В результате взаимовлияния греческих и местных элементов на обширной территории (Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Малая и Передняя Азия, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии) возникла т.наз. эллинистическая культура. В эту эпоху астрология впервые стала поистине популярна, из сферы интересов узкого круга жрецов и учёных она вышла в народные массы. Именно эллинизм явился временем развития той отрасли астрологии, которая стремится не столько решать общегосударственные вопросы, сколько давать ответ на частные вопросы конкретного человека.

Халдейская астрология. "Мудрость халдеев" получила широкое распространение в античном мире. Исследователи предполагают, что все цитаты, приписываемые халдеям, восходят к одному сочинению, написанному по-гречески в конце IV - начале II в. до н.э., где в систематизированном и ясном виде было изложено астрономическое и астрологическое учение халдеев. Вероятно, многие работы астрологов более позднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги.

Кидинну. Одним из известнейших халдейских астрологов был Кидинну. Ок. 315 г. до н.э. он основал школу астрологии в Вавилоне, которая продолжала существовать даже два столетия спустя. В этой школе был проделан пионерский опыт преподавания вавилонской астрологии греческим студентам. Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°. Он также изучал лунные циклы и открыл важный для определения времени затмений период, в котором 251 синодический месяц соотносится с 269 аномалистическими месяцами. Этот период был затем заимствован у Кидинну Гиппархом.

Берос. Очень важным моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и историком Беросом ок. 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос. Благодаря Беросу греки, видимо, впервые серьёзно познакомились с халдейской астрологией. Центром астрологии и вообще эллинистической науки стала Александрия Египетская (до этой эпохи, как мы уже отмечали, ни в Греции, ни в Египте развитых астрологических учений не существовало).

Судин. Среди ведущих астрологов III в. до н.э. следует выделить халдейского прорицателя Судина. Ок. 238 г. до н.э. он был приглашён ко двору Аттала I, царя Пергама (241 - 197 до н.э.) и стал там самым влиятельным предсказателем. Вместе с Атталом I он участвовал в войне против галатов. Судин оставался авторитетом в вопросах астрологии и других методов дивинации (напр., в гепатоскопии - предсказании по лопатке животного) для многих последующих поколений. Он написал комментарии к "Явлениям" Арата, составил лунные таблицы. Плиний Старший называет Судина одним из крупнейших знатоков магических свойств драгоценных камней.

Александрия Египетская. Александрия, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. Особое покровительство наукам оказывал Птолемей II Филадельф (282 - 246 до н.э.). На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии. В их числе были

Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение в астрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо существовавших в истории.

Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём направлениям:

1) астрологические предзнаменования;

2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);

3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;

4) нумерология.

Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей позднейшей астрологической литературы.

Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения. Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов, авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего Средневековья.

Посидоний. Наиболее серьёзное философское обоснование астрологии было сделано Посидонием из Апамеи (ок. 135 - 51/50 до н.э.) - древнегреческим философом-стоиком, историком, географом и астрономом, развивавшим учение о "всемирной симпатии".

Гиппарх. Среди учёных эпохи эллинизма, значительно усовершенствовавших техническую сторону астрологических расчётов, следует выделить Гиппарха из Никеи (ок. 190 - 125 гг. до н.э.), которого называют отцом научной астрономии.

Древнеримская астрология. В Древнем Риме астрология играла гораздо более важную роль, чем в классической Греции. Возможно, это было связано с тем, что астрология и другие мантические техники активно разрабатывались народами Европы, с которыми римляне вступали в контакт. В частности, римские авторы отмечают популярность астрологии у галлов. Этруски, ближайшие соседи римлян, также занимались астрологией.

Сицилийское восстание. В Риме наука о звёздах была популярна как среди правящей элиты, так и у широких слоёв населения. В частности, астрология играла немалую роль в истории второго сицилийского восстания рабов (104 - 99 до н.э.). Его лидер Атенион (Афенион) - киликиец, бывший пастухом у двух очень богатых братьев, - не только являл собой образец бесстрашного борца, но и был, по свидетельству историка Диодора Сицилийского, знатоком астрологии. Очевидно, он воспользовался своей репутацией астролога, убедив других рабов, что их ждёт "неминуемый" успех, если они восстанут. О себе Атенион "настойчиво утверждал, что боги через звёзды открыли ему, что он станет царём всей Сицилии". И это утверждение чуть не стало реальностью. Отряды солдат Атениона свободно бродили по всей Сицилии и почти заставили капитулировать Мессину. Однако в конце концов Атенион в личном поединке с консулом Манием Аквиллием был убит, хотя и сумел нанести ему несколько ран. После смерти лидера восстание было подавлено.

Астрологи I в. до н.э. С другой стороны, и высшие слои населения занимались астрологией. В частности, первый достоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) был сенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станет цезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, был приближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицу Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своей карьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже дата основания Рима, от которой велось римское летосчисление, была определена астрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом-аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона.

Римские астрологи первых веков н.э. В I в. н.э. популярность астрологии в Риме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков (Светония, Тацита, Диона Кассия и др.), многие события политической и общественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советы астрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в., следует упомянуть

Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистического Египта.

Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работали Веттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическую антологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшую известную коллекцию гороскопов.

Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит, Домициан, Адриан).

Астрологи-врачи. Астрология также продолжала занимать важное место в занятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.), Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален (129 - 199) не только использовали "науку о звёздах" в своей практике, но и оставили сочинения на эту тему.

Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именно потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а этим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилось большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных астрологов.

Александр Север. Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 – 235 гг. Он не только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих других императоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе. Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официально разрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрология ассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышать профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.

С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и развиваться, играя существенную роль в жизни общества.

Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал. Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самого раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на санскрите.

Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по гороскопической астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой "яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).

Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них. Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум. Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда "Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик его времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64 гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн (53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань [цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81 тетраграммы.

Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 - 139 н.э.). Его роль в истории китайской "науки о звёздах" по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии.

“Восточный гороскоп”. В III в. жил Гуань Ло - первый известный специалист по определению судьбы на основании соотнесения "небесных стволов" и "земных ветвей" с 5 стихиями по 60-ричному циклу, т.е. разработчик системы, известной всем нам как "восточный гороскоп".

Астролого-алхимические построения разрабатывались в рамках даосизма (в частности, в рамках "учения о бессмертии" - одной из важнейших даосских доктрин). На астрологические закономерности во многом опиралось философское "учение о символах и числах", созданное в период Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Это учение оказало ощутимое влияние практически на все области китайской культуры.

Персия. Весьма значимые для истории астрологии процессы происходили в это время на Ближнем Востоке. В 226 г. была сокрушена Парфянская держава, а практически все её земли перешли к Сасанидскому Ирану.

Первыми сасанидскими шаханшахами были Ардашир I (226 - 240) и Шапур I (240 - 272). При этих правителях греческая наука в целом и астрология в частности нашли благотворную почву, на пехлеви (персидский язык) было переведено множество греческих работ, в т.ч. астрологические сочинения Доротея Сидонского, Веттия Валента, Птолемея, Тевкра Вавилонянина, Гермеса. Одновременно переводились и индийские работы по астрологии. Таким образом, сасанидская астрология стала развиваться по пути сочетания концепций зороастризма с греческими и индийскими астрологическими техниками. Особенно покровительствовал развитию науки о звёздах Шапур I. Он был либерален к наукам и толерантен в религии: именно в его правление открыто выступил со своим учением Мани (он даже встречался с Шапуром).

Религия и астрология. Манихейство, наряду с митраизмом, в первые века н.э. были главными соперниками христианства. Интересно, что и в учении Мани, и в митраизме астрологические построения играли немалую роль. Однако в идеологической борьбе в итоге победили христиане, которые относились к астрологии не так однозначно. Среди христианских богословов были как яростные противники астрологии (Тертуллиан, Ипполит, Григорий Нисский, Блаженный Августин), так и её активные сторонники. К примеру, Бар Дайсан (154 - 225), пионер христианской веры в Сирии, не только изучал, но и пропагандировал астрологию, а христианский апологет из Сиракуз Фирмик Матерн (? - ок. 348) был автором обширного астрологического свода в восьми книгах. Ряд философско-религиозных течений (гностицизм, неоплатонизм) и некоторые христианские секты (как, например, присциллиане) уделяли астрологии большое внимание. Однако в целом “наука о звёздах” в Европе постепенно приходила в упадок вместе со всей античной наукой. Кризис античной культуры не мог не затронуть и астрологию. В итоге, в раннем Средневековье центр астрологической деятельности смещается на Восток.



Астрология в V - XI вв.

Астрология - понятие, которое ассоциируется у современного человека прежде всего с эпохой Средневековья. И это не случайно, ибо именно в те времена астрология получила наибольшую популярность, - как в высших кругах общества, так и в широких слоях населения, как в Западной Европе, так и на Востоке.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

В Китае на протяжении всего Средневековья астрология обогащалась наблюдениями за небом, оригинальными разработками китайских астрологов, а также новыми идеями, которые проникали в Китай из других стран. В раннем Средневековье особенно большую роль в развитии китайской астрологии сыграли буддийские миссионеры и индийские учёные. Во времена династии Тан (618 - 907) в китайской столице работало целых три клана буддийских астрономов и астрологов, происходивших из Индии. Наиболее выдающейся фигурой был Гаутама Сиддхартха (кит. Chhuthan Hsi-Ta), который между 718 и 729 гг. составил обширный компендиум по астрономии и астрологии "Трактат по астрологии периода правления Хай-Юаня". В этой работе на китайском языке он обобщил опыт предшествующих поколений астрологов Китая, начиная с IV в. до н.э.

Интересно, что индийские астрологи, работавшие в Китае на рубеже VII - VIII вв., сочетали астрологию с военным делом. В это время также делалось много переводов с персидского языка, большой популярностью пользовались переводы согдийских текстов по планетной астрологии.

Среди китайских астрологов данной эпохи наиболее знаменитым был Вей Нинь (Wei Ning) из династии Северная Ци. Его активная деятельность пришлась на 550 - 589 гг. Его современник Ву Ми (Wu Mi) составил "Компендиум астрологии, новой и старой" (конец VI в.), который, к сожалению, был утерян во времена монгольского нашествия. В танские времена была написана фундаментальнейшая энциклопедия по астрологии "Син цзун" ("Компания звёзд") Чжан Гуо (Chang Kuo). Она датирована 732 г.

Следует подчеркнуть, что системы китайской астрологии и хрономантии территориально не ограничивались рамками одной нации или одного государства. Основные доктрины совпадали не только в разных районах Китая (на протяжении большей части истории не представлявшего собой единую страну), но практически в неизменном виде использовались астрологами соседних регионов.

Концепция инь/ян и "пяти стихий", наиболее чётко представленная в виде т.наз. циклического календаря (60-летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с "пятью стихиями" в иньском и янском вариантах), вошла в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, у вьетов, лао, кхмеров, тай и др. народов Востока. От кочевых народов Азии циклический календарь стал известен даже болгарам. В арабском мире о концепциях китайской хронологии и календаря узнали от уйгуров.

Традиции китайской государственной астрологии предзнаменований также проникли в соседние стран (в частности, в Японию). Суть астрологических концепций практически всюду была одинаковой, различия были в основном связаны с географическими особенностями конкретного региона, с местными культурными и религиозными традициями. Так, в Японии астрология существовала прежде всего как придворное искусство, служащее целям государственной политики. Помимо китайских источников, астрологи Японии опирались на устную передачу знаний от одного поколения другому и на некоторые оригинальные труды. Важнейшим из таких трудов был "Хоки наиден" ("Ритуальный инструмент") Абе но Сеймея (с 987 г. - главного придворного астролога японского двора). "Хоки наиден" был посвящён искусству предсказания и имел для японцев значимость, сходную с ролью "И цзин" ("Канона перемен"). Эта книга в основном рассматривала вопросы оценки благоприятности или злотворности определённых дней календаря и включала в себя синтоистские, буддийские и, возможно, даосские элементы.

ИНДИЯ

В Индии, как уже упоминалось, II - III вв. стали временем становления системы "явана" (т.е. греческой гороскопии). Астрология эллинистического Египта, оригинально переосмысленная с позиций индийских традиций, стала базой всей дальнейшей гороскопической астрологии Индии.

Вопросами астрономическо-математических основ астрологии активно занимался Арьябхата (476 - ок. 550), выдающийся учёный, одним из первых использовавший алгебру. В своей стихотворной работе "Арьябхатия" (499) он доказал, что Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Он же объяснил такое явление, как смена дня и ночи, и научно обосновал причины лунных и солнечных затмений.

Младшим современником Арьябхаты был Варахамихира (505 - 585/587), с деятельностью которого связывают максимальный расцвет индийской астрологии. Варахамихира был учёным-энциклопедистом и плодовитым автором, написавшим трактаты по всем трём традиционным областям индийской астрологии. В области ганиты (астрономических основ астрологии) он написал большой компилятивный труд "Панча-сиддхантика"; в области самхиты (астрологии предзнаменований) - трактаты "Брихат-самхита" и "Самаша-самхита"; в области хоры (гороскопической астрологии) - труды "Брихат-джатака" и "Лагху-джатака". Он также сочинил три работы по военной астрологии и свод правил брачной и вопросной астрологии "Виваха патала". Варахамихира был не только крупным учёным, но и хорошим учителем. Сын Варахамихиры Притхуяшас, учившийся у отца, также стал известным астрологом.

В VII в. жил другой классик индийской астрологии - Брахмагупта (598 - ок. 660), работавший директором знаменитой обсерватории в Удджайне в Средней Индии и написавший два известных математико-астрономико-астрологических сочинения. Одно из них было переведён на арабский и таким образом попало в Египет, а оттуда в Европу.

Ведущим индийским астрологом VIII в. был Лалла, автор труда по мухурта-шастре (элективной астрологии) "Джъётишаратнакоша", который оказал исключительное влияние на дальнейшее развитие этой отрасли астрологии (хотя впоследствии данный труд был оттеснён на второй план его более коротким повторением, написанным в сер. XI в. Шрипати).

Ещё одной важной фигурой индийской астрологии был Кальянаварман (конец VIII - 1-я пол. IX в.), автор одного из классических трудов - "Саравали". Эта работа была основана большей частью на концепциях Спхуджидхваджи и Варахамихиры.

В X в. работал Бхаттотпала (Утпала), знаменитый комментатор классических работ по индийской астрологии. Он жил, видимо, в Северной Индии. Наибольшую известность Бхаттотпала приобрёл благодаря своим комментариям к астрологическим сочинениям Варахамихиры, и прежде всего - благодаря комментариям к "Брихат-джатаке" (закончены в 966 г.). Кроме того, он написал комментарии к "Шат-панчасике" Притхуяшаса, сына Варахамихиры, к "Кхандакхадьяке" Брахмагупты, а также восполнил утерянные или незаконченные части "Саравали".

ВИЗАНТИЯ

В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, в котором астрология продолжала своё существование, была Византия. Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями. Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатов древнегреческих и эллинистических учёных и применение на практике извлечённых из них знаний. Эта особенность привела к любопытнейшему результату: за тысячу лет существования византийской астрологии не было создано практически ни одной новой астрологической концепции или методики, а работы по астрологии сводились лишь к компиляции и пересказу более ранних авторов. Но при этом "наука о звёздах" имела широкое распространение в византийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примеры значительного влияния астрологов на население империи, которое далеко не всегда было положительным. Так, например, Агафий Миринейский описывает истерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений и пророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не общую гибель всего существующего.

Власти и церковь старались бороться с увлечением астрологией. Особенно сурово преследовал астрологов Юстиниан I (527 - 565). Василий Великий называл астрологию тщетой и суетой, требующей усиленных занятий. Но несмотря на преследования астрологов, отдельные деятели церкви (Ориген, Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека. Многие государственные мужи перед принятием важных решений нередко обращались за советом к астрологам. О широком распространении веры в астрологию свидетельствует огромное количество астрологических текстов, сохранившихся до нашего времени.

Особенно большое число сочинений дошло до нас от ранневизантийского периода (IV – VII вв.). В эти годы жили и трудились Панхарий, Максим, Гефестион Фиванский, Юлиан Лаодикейский, Павел Александрийский, Иоанн Лид, Реторий и др., оставившие после себя многочисленные астрологические произведения. При составлении своих работ они черпали материал из египетской астрологической литературы, а также из сочинений I - III вв.: гекзаметров Доротея Сидонского, учебной поэмы в семи книгах Антиоха Афинского, "Тетрабиблоса" Клавдия Птолемея, труда Гермеса Трисмегиста о болезнях, возникающих под воздействием небесных светил, трактата Псевдо-Демокрита "Физика и мистика".

Сохранившиеся анонимные сочинения по астрологии по существу представляют собой варианты одних и тех же текстов. Их составители, чтобы не вступать в конфликт с церковью, заменяли имена античных богов, "подозрительные" выражения, применяли криптографию, избегали говорить о судьбе.

Таким образом, несмотря на вековую борьбу церкви и государства против астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные дела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.

Астрология была включена в программу преподавания в византийских школах наряду с астрономией. В Александрии её считали равноправной частью квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. Профессор Александрийской школы Олимпиодор в 564 г. вёл занятия по астрологии. Главным учебным пособием в Византии служил вначале "Тетрабиблос" Птолемея, а затем, к первой половине VII в., он был вытеснен "Введением в астрологию" Павла Александрийского.

С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учёный Лев Математик (ок. 790 - после 869). По сообщению хронистов, с помощью своих знаний в этой области он сумел предотвратить голод в Фессалонике, посоветовав его жителям произвести посев в определённый строго указанный им момент, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал ряд работ, посвящённых астрологическим проблемам.

Известным астрологом своего времени был Демофил (X в). Он является автором нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени. Демофил также был редактором греческих астрологических работ более раннего времени и автором ряда схолий к "Тетрабиблосу" К.Птолемея.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

В 476 г. произошло падение Западной Римской империи, и в Европе произошёл качественный спад науки и образования, который затронул и астрологию. И хотя такие крупнейшие философы, как Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 - 636) принимали учение о планетарных влияниях, однако неприятие христианской церковью предсказаний как языческой практики затормозило развитие астрологии. Другим важным фактором было отсутствие необходимой для астрологов технической поддержки (планетных таблиц, обсерваторий и т.п.).

Однако исчезновение астрологии не было тотальным, древние знания продолжали сохраняться в монастырских библиотеках. Из работ Боэция и Исидора монахи знали о дискуссии по поводу астрологии, которая велась отцами церкви, а из сочинений других классических авторов, таких как Плиний, они знал о различных характеристиках планет. Может быть, сохранились и более серьёзные астрологические тексты, поскольку на рубеже VIII - IX в. в северной Британии появился Алкуин, ставший учителем астрологии у императора Шарлеманя и ознаменовавший начало астрологического возрождения в IX в.

Астрология того времени базировалась на несистематических наблюдениях небесных явлений - фаз Луны, затмений и комет - и на соотнесении с планетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д. На популярном уровне и в монастырях астрология имела важную характеристику: она была мунданной, имея дело не с индивидуумом, а с группами людей.

Самый первый человек в Англии, о котором достоверно известно, что он практиковал как астролог, - Пеллит, астролог короля Нортумбрии Эдвина (ок. 616 - 632). Его главной обязанностью было оказывать поддержку королю военными советами в длительной войне с кельтами.

Одним из ведущих учёных этого времени был Беда Достопочтенный (671 - 735), который отмечал эффекты различных комет (включая комету 729 г., на которую Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и вторжение сарацинов в Галлию).

Также есть сведения о продолжении астрологических традиций у евреев в Марселе и среди королей иудейского королевства, процветавшего в северной Испании и южной Франции в IX в. Именно из Испании Пеллит прибыл служить королю Эдвину, предоставив нам свидетельство контактов между различными частями Европы в ту эпоху - контактов, поддержанных связью кельтской церкви через Испанию с коптской церковью в Египте.

Реальный всплеск интереса к астрологии начался в Европе при императоре франков Шарлемане (правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена поздней Римской империи астрология в Галлии процветала. Вероятно, это и стало причиной того, что центром возрождения астрологии стала новая Франкская империя, которая занимала большую часть современной Франции, Нидерландов и Германии.

АлкуинВозрождение началось и на северном, и на южном побережье Европы: сам Шарлемань учился у англичанина Алкуина (став искусным астрологом), в то время как поиск новых текстов привёл к тесным контактам с мусульманским миром. Астрология вошла в жизнь Франкского государства с удивительной скоростью. Возможно, это было вызвано престижем Алкуина, который стал самым известным преподавателем в Европе.

Со времён Шарлеманя до эпохи правления Роберта I (922 - 923) изучение астрологии и астрономии (особенно духовенством) активно поддерживалось консулами, епископами и королями. Результатом этого стал колоссальный рост количества астрологов. Очевидно, эти астрологи появились, чтобы удовлетворить спрос: при преемнике Шарлеманя, Людовике Благочестивом (814 - 840), каждый каролингский лорд имел собственного астролога. Известны имена практиковавших тогда астрологов: Адальм, аббат Шартрский; Одо, учитель в Турнэ; Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер Мамино, епископ в Лизьё, а также капеллан и врач при Вильгельме Завоевателе.

Начались и контакты с арабским миром. Насколько мы знаем, самые первые переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из Барселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой Сильвестром II, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. В принципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. В частности, он мог изучать “Матесис” Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000 г.

Вообще, Фирмик Матерн оказывал наибольшее влияние на европейскую астрологическую мысль – вплоть до XII в., когда был переведён “Тетрабиблос” Птолемея. Существует история, что Герарду, архиепископу Йоркскому, после смерти в 1104 г. было отказано в погребении в кафедральном соборе - из-за того, что копия труда Матерна была найдена у него под подушкой.

К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были написаны первые оригинальные тексты. Первой известной работой была "Liber de Planetis et Mundi Climatibus", которая, по-видимому, была написана где-то в первой четверти XI в. папой Сильвестром или другим духовным лицом, Адельбордом (епископом Утрехтским в 1010 - 1027 гг.).

ИРАН

Сохранилось очень мало сведений о занятиях астрологией в Сасанидском Иране после правления Шапура I. Однако известно, что в конце IV - нач. V в. был отредактирована персидская версия трактата Доротея Сидонского, в неё были добавлены некоторые индийские теории (в частности, концепция навамш - карт девятой гармоники). Есть основания считать, что смешение греческих и индийских методик было главной характеристикой сасанидской астрологии.

Основным персидским сочинением по астрономии и астрологии этого периода является государственный "Зидж-и шах" ("Шахский зидж"). Он был написан около 450 г. и переработан при Хосрове I Ануширване (531 - 579), правителе, который поощрял деятельность греческих (или греко-сирийских) и индийских учёных в Иране. Кстати, до наших дней дошёл гороскоп, составленный на коронацию Хосрова I. В "Шахском зидже" зороастрийские доктрины сочетались с эллинистическими и индийскими элементами.

Тот факт, что астрологические концепции являлись составной частью религиозной доктрины зороастризма (государственной религии Ирана), подтверждается анализом "Бундахишна" (IX в.) - самого значительного произведения пехлевийской литературы. Зороастрийские представления о мире, изложенные в этом сочинении, включают теорию астрологических эпох и систему 28 накшатр (они перечислены с их персидскими именами).

Одним из важнейших достижений сасанидской астрологии была разработка астрологического описания истории, т.е. попытки изучить прошлое на основе толкования годичных гороскопов (на день весеннего равноденствия), анализа соединений Юпитера с Сатурном и т.п. Иранская астрология сасанидского периода оказала существенное влияние на более позднюю исламскую астрологию.

СТРАНЫ ИСЛАМА

Мусульманство, возникшее в Аравии в 1-й пол. VII в., в целом было благосклонно к астрологии. Основными источниками для первых астрологов ислама были три основных астрологических традиции: эллинистическая, индийская и сасанидская. Арабские учёные переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита - индийские тексты, с пехлеви - возникший в эпоху Сасанидов конгломерат двух вышеназванных астрологических течений и зороастрийской астрологии. Кроме того, определённую роль также сыграли астрологические представления домусульманской Аравии.

Начало расцвета астрологии датируется временем правления первых аббасидских халифов. Халиф ал-Мансур, правивший в 754 - 775 гг., был известным учёным своего времени, большим поклонником астрологии, покровителем наук и искусства. В 762 г. он основал город Багдад; весьма показательно, что дата основания города и его планировка была определена придворными астрологами ал-Мансура - Наубахтом и Маша'аллахом. Одна из больших заслуг ал-Мансура состояла в том, что он собрал у себя многих переводчиков (в основном, сирийских) и поручил им все уцелевшие произведения древнегреческой и эллинистической литературы перевести на арабский язык. Во многом благодаря этим переводам астрология получила распространение в арабском мире.

При наследниках ал-Мансура астрология продолжала процветать, особенно во времена правления Махди (775 - 785), Харуна-ар-Рашида (786 - 809), Амина (809 - 813), Мамуна (813 - 833) и Мутасима (833 - 842). В это время работали такие крупнейшие астрологи, как

Во второй половине IX в. работали ал-Баттани, считающийся величайшим из арабских астрономов и крупнейшим астрологом, и выдающийся сирийский учёный-энциклопедист Сабит ибн Курра, исповедовавший сабеизм.

Сабеизм - это доисламская религия в Месопотамии, Аравии, Сирии и Малой Азии, отличавшаяся культом небесных светил, который восходил к древневавилонским представлениям. Сабии, веря в единый, безличный, универсальный Божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая планеты и другие небесные тела в качестве соответствующих символов. Название "сабеизм" произошло от имени аравийского племени сабиев, у которых впервые зародился этот культ. Центром этой религии был г.Харран в Сирии. Из религиозной общины сабиев Харрана вышли многие математики, астрономы и астрологи. Сабит ибн Курра был не только наиболее знаменитым сабианским астрологом, но и автором многих религиозных сочинений, реформатором сабеизма.

В X в. жили ал-Кабиси (один из наиболее читаемых в эпоху Средневековья писателей-астрологов), ал-Кумми (автор "Превосходной книги введения в науку приговоров звёзд", 968 г.), ал-Маджрити (крупнейший учёный Андалусии, учитель многих математиков, астрономов и астрологов) и ас-Суфи (знаменитый астролог из Западного Ирана).

В первой половине XI в. работало сразу несколько самобытнейших учёных-энциклопедистов, сделавших большой вклад в астрологию: ал-Хасан ибн ал-Хайсам (Альгазен; 965 - 1039), ал-Бируни (973 - 1048), Ибн Сина (Авиценна; 980 - 1037). Их современниками были известнейшие астрологи Ибн Лаббан и Ибн Аби-р-Риджал.

Рубеж XI - XII вв. был ознаменован развитием суфийской астрологии, что во многом было связано с деятельностью философа ал-Газзали (1058 - 1111), одного из основоположников суфизма, который ввёл это, вначале еретическое, течение в русло ортодоксального ислама. Виднейшие суфийские мыслители включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов (IX - XI вв.).

Вообще, значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество выдающихся астрологов в странах ислама. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, или танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Священное направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью науки о звёздах.

МЕСОАМЕРИКА

В IV - IX вв. переживала свой расцвет астрология майя. Майянские астрологи-жрецы занимали высокое положение в обществе, их указания касались не только религиозной стороны жизни, но распространялись также на военную сферу, сельское хозяйство, повседневную жизнь. Велись тщательные астрономические наблюдения. Основным источником наших сведений о развитии месоамериканской астрономии и астрологии в этот период является уникальный свиток, найденный в 1739 г. и хранящийся в библиотеке г.Дрезден.

Дрезденский кодекс свидетельствует, что майя имели обширные сведения о различных планетных циклах, вычисленных ими с большой точностью. Ключевую роль в майянской астрологии играла планета Венера, связывавшаяся с богом Кецалькоатлем - творцом мира, создателем человека и культуры. Её синодический период (около 584 суток) и оригинальный майянский 260-дневный "короткий год" (цолькин) являлись базисом системы астрологических предсказаний. Индейцы майя знали, что пять циклов Венеры составляют восемь земных лет, и на этом выстроили свою астрологическую систему. В основе эфемерид Венеры, приведённых в Дрезденском кодексе, лежит т.наз. "замечательное число", которое, в пересчёте на европейских календарь, соотносится с 6 февраля 623 г.

С X в. цивилизация майя начала приходить в упадок, в мексиканских плоскогорьях и на Юкатане стали господствовать толтеки, а затем ацтеки. Однако традиции майянской астрологии продолжали существовать и, более того, составили основу астрологии этих новых цивилизаций. Дрезденский кодекс донёс до наших дней ещё одну важную дату - 20 ноября 934 г. у майя был формально введён в действие календарь Венеры.



Продолжение (часть 3: XI-XV вв.)