ИСТОРИЯ АСТРОЛОГИИ

Часть 4

Астрология в XVI - XVIII вв.

СТРАНЫ АЗИИ

В целом, данная эпоха была для азиатских стран временем традиционализма в астрологии. Наука о звёздах сохраняла своё значение в жизни людей, однако астрологические сочинения этого периода в своём подавляющем большинстве демонстрируют скорее неуклонное следование авторитету учёных предшествующих поколений, нежели критическую проверку астрологических постулатов или изложение новых, оригинальных концепций.

На Дальнем Востоке эти столетия были ознаменованы составлением обширнейших энциклопедических справочников по астрологии. Так, в 1653 г. увидел свет учебник "Основы астрологии" Хуань Тиня, который быстро приобрёл популярность. В 1726 г. была составлена "Имперская энциклопедия", которая, в частности, содержит сведения о многих выдающихся китайских астрологах предшествующих эпох. Фундаментальный "Имперский компендиум астрологии", который подытожил двухтысячелетний опыт китайских астрологов, был опубликован в 1739 г. Происходило и философское осмысление астрологии. Так, выдающийся учёный Фан Ичжи (1611 - 1671) занимался исследованием астролого-нумерологических закономерностей мироздания, а энциклопедически образованный представитель неоконфуцианства Дай Чжэнь (1723 - 1777) в своих теоретических построениях стремился к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира.

Следует учитывать, что астрологические знания в Китае были эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. И этот закон неуклонно соблюдался вплоть до начала ХХ века.

Разумеется, астрологические верования бытовали и среди простого люда, но они имели более примитивную, упрощённую форму. Существовали системы определения благоприятных и неблагоприятных дней по т.наз. "циклическому календарю" и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям, как в придворной астрологии. Общеизвестный "восточный гороскоп" относится к этому типу прото-астрологии. Наиболее крупные работы по данной теме были написаны в XVII в.

В соседних странах происходили сходные процессы. Так, в Японии астрология представляла собой почти точную копию китайской астрологии. Здесь также сосуществовали официальная придворная астрология и более примитивная народная хрономантия. Наиболее значительной фигурой японской науки о звёздах в обсуждаемый период был Шибукава Харуми (1639 - 1715). В 1669 г. он начал руководить астрономическими наблюдениями (видимо, это были первые систематические наблюдения за небом в Японии), а в 1685 г. был приглашён стать государственным астрономом. Шибукава - автор фундаментального астрологического труда "Тенмон кеито" ("Сокровищница астрологии"), законченного в 1698 г. Этот труд представляет собой восемь томов астрологических правил и интерпретаций записанных предзнаменований. Его изучение показывает, что в основе большой части данного многотомника лежит китайский учебник Хуань Тиня (1653). Однако Шибукава не был бездумным компилятором, он старался очистить астрологию, скептически относился ко многим астрологическим интерпретациям, которым не находил практического астрономического базиса. Показательно, что Шибукава считал, что профессиональный астроном должен в совершенстве знать обе главные отрасли науки о звёздах: астрологию предзнаменований и науку о календаре.

В Индии, наряду с продолжением традиции Варахамихиры - Парашары, в данный период получили развитие методики, заимствованные из других стран (в основном, мусульманских). Эти методики, будучи по-разному соединены с традиционным индийским подходом, привели к становлению двух новых школ астрологии, известных как "Таджика" ("Нилакантха Таджика") и "Джаймини".

Как уже отмечалось выше, исламские астрологические техники стали известны в Индии, начиная с XIII в. Однако лишь в конце XVI в. они стали достаточно активно использоваться астрологами Индии. Это произошло благодаря деятельности Нилакантхи, представителя семьи известных астрологов. Свои концепции Нилакантха изложил в 1587 г. в обширном труде, который быстро приобрёл известность и стал базисом школы "Таджика".

Другая, более близкая к традиции Парашары система индийской астрологии была названа "Джаймини", по имени мифического ведийского мудреца. Этого легендарного мудреца некоторые считали автором "Джаймини-сутры" (другое название - "Упадеша-сутра"), произведения, составляющего фундамент данной системы. Однако самый ранний манускрипт этой сутры датируется 1736 г.

Говоря о данном историческом периоде, упомянем и других ведущих индийских астрологов.

В конце XV – начале XVI в. жил Кешава, родоначальник линии астрономов и астрологов, работавших в Нандиграме (Нандоде); эта линия включает его сыновей Ананту, Раму и Ганешу (р. 1507) и его внука Нрисимху (р. 1548).

В первой половине XVI в. писал свои сочинения Рудра (среди них -известные комментарии к "Брихат-джатаке" Варахамихиры, законченные в 1527 г.).

В середине XVI в. (или ранее) жил Кашинатха, автор получивших исключительную популярность астрологических учебников.

В конце того же века “наукой о звёздах” занимались бенгальский брахман Рагхавананда Шарман, написавший ряд астрологических работ, и Абу-л-Баракат Кадири Хиндустани (конец XVI в.) - брат везира монгольского императора Акбара, автор трактата о фазах Луны, затмениях Луны и Солнца и их астрологическом влиянии.

В эти годы также получили известность братья Нилакантхи - Нараяна (автор двух трактатов о выборе благоприятного времени для начинаний, соч. в 1570-х гг.) и Рама (сочинивший трактат на ту же тему в Бенаресе в 1600 г.).

В середине XVII в. при дворе императора Шах-Джахана в Дели работал выдающийся астролог Балабхадра, написавший два астрологических труда, сохранившихся до наших дней.

Во второй половине того же столетия жил Рудрамани Трипатин, который уже в молодые годы стал признанным астрологом. Его современник Ганапати был автором получившего известность сочинения по элективной астрологии "Мухуртаганапати" (1685).

В XVIII в. протекала деятельность Нандарамы Пандиты, сочинившего два трактата по астрологии ("Кералияпрашнаратна", 1767; и "Санкетарандрика", 1777).

Развивалась и тантрическая астрология. Наибольшую популярность эта традиция получила в Тибете. Все главные особенности тибетской астрологии, изложенные в предыдущей главе, сохранились и в XVI – XVIII вв. Новым в данный период стало распространение идей астрологии "калачакры" в Монголии.

Монгольские астрологи писали свои труды главным образом по-тибетски. Автором первого такого труда стал Лувсанданзанжанцан (1639 - 1704), известный под именем "Святой лама". В 1687 г. он написал астрологическое пособие "Главная сутра космологии. Свет отторгающий и принимающий". В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704 – 1788) стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии, приспособив распространённые в Тибете астрологические принципы к природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем этой школы был Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740 – 1810). В своём обширном труде по астрологии на основе теории пяти элементов он говорил о влиянии небесных светил на человека, начиная с самого рождения, подчёркивая возможность предсказания судьбы, физического здоровья и умственных способностей.

Создавались и труды на монгольском языке. Это книги, написанные в XVIII столетии, приблизительно в 1740-е гг.: "Солюциум байрыг пичиг" (книга координат, 38 томов) и очень интересная 7-томная книга, где изложены основы астрологии и даны всевозможные прогнозы, запреты, что можно и чего нельзя делать в определённое время. Эти книги содержат различные рисунки, таблицы, геометрические фигуры, по которым даются предсказания. Уже в наше время было собрано 366 тибетских книг и сделана их библиографическая аннотация на монгольском языке.

В 1789 г. в Урге была создана школа астрологов, которая готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами считались "Калачакра-тантра раджа" и её комментарий - "Чистый лунный свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями ламы-астрологи получали титул "зийрэмба", т.е. "учёную степень астролога".

В Средней Азии и на Ближнем Востоке разнообразные изменения на политической карте в XVI – XVIII вв. практически не влияли на астрологические традиции. Система, которой придерживались исламские астрологи ещё на рубеже I – II тыс., продолжала существовать почти в том же виде. Об этом свидетельствуют и астрологические сочинения, написанные в обсуждаемый период. Большинство из них представляли собой краткие пособия, в которых излагались концепции классиков астрологии, или же комментарии к популярным астрологическим трактатам учёных предшествующих поколений.

Но XVI – XVIII вв. не были временем упадка астрологии. Наоборот, интерес к ней в эпоху расцвета Османской империи стал гораздо больше, чем в предшествующие времена господства монголов и мамлюков. Основным центром астрономической и астрологической активности был Стамбул. Свои научные школы (а астрология всё ещё считалась наукой) продолжали процветать в Сефевидском Иране и Магрибе (Северная Африка), активно работали египетские астрологи, оставившие многочисленные трактаты.

Наиболее известными астрологами исламского мира в данный период были:

ЕВРОПА

В XVI в. астрология продолжала оставаться предметом рассуждений мыслителей Возрождения.

Пьетро Помпонацци (1462 - 1525), знаменитый комментатор Аристотеля, заявлял об отсутствии каких-либо демонических или сверхъестественных сил в астрологических влияниях. Всеобщая закономерность в природе, обусловленная движением небесных тел - важнейшая тема трактата Помпонацци "О причинах естественных явлений" (1520).

Парацельс (1493 - 1541), сам постоянно обращавшийся к астрологии, предупреждал, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил. Вслед за Пико он горячо призывал людей к личной ответственности за свою судьбу. Если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, считал Парацельс, "это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!".

Венгерский гуманист Андреас Дудит (1533 - 1589), активно интересовавшийся астрологией и сделавший новый перевод "Тетрабиблоса" Птолемея, также выступал против фаталистического понимания астрологии. Особенно известны его выступления по поводу появления кометы в 1577 г. В работе "De cometarum significatione" он заявляет, что кометы могут появляться и без того, чтобы быть причиной или предвестием политических бедствий.

Среди европейских учёных, включавших астрологию в круг своих научных занятий, были:

Среди людей, интересовавшихся астрологией, и князья, и короли, и даже римские папы.

Назовём имена крупнейших астрологов данной эпохи:

В Восточной Европе центром астрологической активности продолжал оставаться Краков. Там жили и трудились:

Итак, в XVI в. астрология (вместе с другими оккультными науками) переживала пик популярности в Европе, и спад этой популярности наступил лишь к середине XVII в. Ряд историков считает переломной датой 1614 г. В этот год было опубликовано открытие швейцарского филолога Исаака Казобона, доказавшего, что трактаты "Герметического корпуса" создавались не ранее I в. н.э. Это открытие произвело своего рода шок и нанесло удар по авторитету оккультной традиции, которая возводила создание "Корпуса" к Гермесу Трисмегисту, современнику Моисея. Вера в единую традицию древнейших знатоков Божественной мудрости, соединявшую в одну цепь Моисея, Гермеса, Орфея, Пифагора, Платона, была решительным образом подорвана, что означало закат герметизма и его влияния на науку.

Таким образом, данная эпоха - впервые в истории - стала предметом ожесточённых споров об истинности астрологии и прочих оккультных наук. Отметим ещё несколько причин данного явления.

Во-первых, опубликованный в 1543 г. труд Коперника "О вращениях небесных сфер", обосновывающий концепцию гелиоцентризма, нанёс большой удар по представлениям о Земле как средоточии космических влияний, и астрология, основывающаяся на геоцентрической системе, стала казаться "ненаучной".

Во-вторых, важную роль сыграло основание Ф.Бэконом (1561 - 1626) методологии опытной науки. И теперь краеугольным камнем науки стал считаться Опыт, а не Авторитет. Бэкон указывал на необходимости пересмотра положений традиционной астрологии (но не отбрасывал её вовсе!). Он считал, что астрология должна быть проверена и очищена от средневековых суеверий, и признавал, что небесные тела, помимо света и тепла, оказывают и другие влияния, изучив которые, можно будет предсказывать различные явления на Земле.

В-третьих, XVI в. был также и веком Реформации и контр-Реформации, когда католическая церковь стала особенно активно бороться с ересями. В 1545 г. на Трентском соборе предсказательная астрология была осуждена, а в конце века закрепилась окончательная тенденция к неприятию астрологии со стороны католицизма. Но в протестантской Европе данная дисциплина продолжала пользоваться большим уважением. Хотя Лютер не жаловал астрологию, другие виднейшие деятели Реформации относились к ней благосклонно (в частности, Ф.Меланхтон, автор Аугсбургского исповедания лютеранской церкви, читал курс лекций по астрологии в Виттенбергском университете, а его единомышленник, лютеранский теолог И.Камерарий осуществил первое за всю историю издание оригинального греческого текста "Тетрабиблоса" Птолемея). Поэтому достаточно закономерен тот факт, что после усиления гонений на астрологов со стороны католической церкви центр занятий астрологией переместился в страны протестантизма.

Как бы то ни было, в XVII в. астрология всё ещё играла важную роль в научных представлениях и жизни общества. Создатели новой науки никак не предполагали, что их разработки приведут к упадку астрологии. Многие выдающиеся учёные и астрологи скорее были согласны с мнением Ф.Бэкона, что астрология нуждается в новом научном подходе и может быть очищена от суеверий и обновлена. Так, к примеру, считал английский астролог, астроном и метеоролог Джошуа Чилдри (1623 - 1670). Он указывал, что путь дальнейшего развития астрологии должен заключаться в сочетании философских концепций Бэкона с коперниканской моделью солнечной системы, и отстаивал мнение о том, что астрология, основанная на гелиоцентрических позициях и аспектах планет "quod naturam" (как они есть), предпочтительнее, чем анализ планет "quod nos" (как они выглядят для нас). Чилдри также указывал на явную нехватку подтверждений астрологических корреляций со стороны физической науки.

Сходной была позиция Джона Гоуда (1616 - 1689), крупнейшего специалиста в области метеорологической астрологии. В своём главном труде "Astro-Meteorologica" (1686) - фундаментальной книге, основанной на тридцатилетних погодных наблюдениях, - Гоуд попробовал найти корреляцию этих данных с положением планет. Пожалуй, это была наиболее решительная попытка проверить воздействие планет на погоду и одновременно очистить и реформировать астрологию через анализ космических и метеорологических корреляций. Как и Чилдри, Гоуд пытался основываться только на дуговых аспектах и был сторонником научного подхода Бэкона. Важно отметить, что Гоуд - один из первых астрологов, использовавших статистические данные в своих исследованиях; он явился предтечей научной астрологии ХХ в.

Наиболее знаменитым последователем Бэкона в астрологии был Джон Гэдбери (1628 - 1704). Он также был убеждённым сторонником необходимости реформы в понимании астрологии. Он придерживался естественно-научной точки зрения и считал, что "влияния звёзд являются чисто природными". В противовес остальным астрологам "ненаучного" направления, он называл свои прогнозы "конъектурами" (предположениями), а не "предсказаниями".

Таким образом, мы видим, что занятие астрологией в XVII в. ещё не стало считаться недопустимым для серьёзного учёного. Приведём лишь краткий список наиболее признанных астрологов того времени.

Шотландский астролог, химик и врач Уильям Дэвисон (1593 - ок. 1669), лейб-медик польской королевы Марии-Луизы, был одним из первых учёных, глубоко исследовавших возможную взаимосвязь химических процессов и астрологических закономерностей. Основное сочинение Дэвисона по химии "Philosophia pyrotechnica" (1633 - 1635) содержит обширное исследование, касающееся метафизического базиса химической теории. Этот учёный тщательно разрабатывал неоплатонические аспекты теории Парацельса, делая акцент на взаимоотношениях макрокосма и микрокосма и на поиске невещественных сил, действующих во вселенной под маской наблюдаемых химических реакций.

Учеником Дэвисона был крупнейший французский астролог Жан-Батист Морен де Вильфранш (1583 - 1656), доктор медицины, профессор математики Коллеж де Франс в Париже. Как астролог он работал для многих знатных людей; был личным астрологом кардиналов Ришельё и Мазарини, приобрёл знаменитость рядом удачных прогнозов. Морен стал последним знаменитым французским астрологом Нового времени.

В Италии работал астроном, астролог и математик Андреа Арголи (1570 - 1657). Он руководил кафедрой математики в Сапиенце (Ватикан), рассчитал и опубликовал астрологические эфемериды, ставшие основой его долговременной славы. Его сын, широко известный поэт Джованни Арголи (1609 - 1660), также занимался астрологией и математикой.

Ещё один итальянский астролог и математик, Плачидо Тити (1603 - 1668), приобрёл известность благодаря двум своим книгам по астрологии, развивающим тезис о том, что астрологические влияния "естественны, очевидны и измеримы". Он смело заявлял: "Мне не требуется другого руководства, кроме Птолемея и разума". Его метод расчёта домов гороскопа до сих пор является самым популярным среди астрологов.

XVII в. по праву называют "золотым веком астрологии" в Англии. Самым знаменитым астрологом этой поры был Уильям Лилли (1602 - 1681). Одно время он консультировал короля Карла I (1625 - 1649), однако в разгоревшейся гражданской войне занял сторону парламента. Подобно многим своим коллегам, Лилли публиковал альманах с предсказаниями (первый выпуск вышел в свет в 1665 г.). Именно благодаря своим прогнозам он приобрёл известность у современников.

После смерти Лилли самым известным астрологом Британии стал Джон Партридж (1643 - 1715). Издававшийся им альманах был настолько популярен, что другие издатели начали ставить на своих альманахах имя Партриджа, чтобы они лучше продавались.

Партриджа называют последним великим астрологом XVII в., поскольку после его смерти научная астрология в Британии пережила ощутимый спад. Анализируя причины этого спада, историки, помимо всего прочего, отмечают роль чрезвычайно накалённой социально-политической обстановки. Во время революционных волнений, гражданской войны и периода междуцарствия (1642 - 1660) такие эзотерические философские направления, как астрология и герметические учения, пользовались необычайной популярностью, а их тесная связь с радикальными политическими и религиозными направлениями чаще всего заставляла официальную церковь и имущие сословия воспринимать их негативно. В период временной отмены цензуры астрологические альманахи раскупались куда как быстрее, чем Библия, а такие влиятельные астрологи, как Уильям Лилли, поощряли мятежный дух. На концептуальном уровне эзотерические философские учения поддерживали мировоззрение, как нельзя лучше согласовавшееся с политической и религиозной деятельностью радикальных движений, причём предполагалось, что духовное озарение потенциально доступно любому человеку, независимо от его положения в обществе и пола, а природа рассматривалась как живой организм, на всех уровнях пронизанный Божеством и непрестанно самообновляющийся. В 1660 г., после Реставрации, ведущие философы, учёные и священники подчёркивали ценность здравой натурфилософии - например, недавно разработанного механистического учения об инертных материальных частицах, подчинённых постоянным законам, - для того, чтобы побороть страстный энтузиазм, который разжигали радикальные секты с их эзотерическим мировоззрением.

Поскольку ещё не совсем исчез призрак общественных беспорядков предыдущих десятилетий, герметические идеи подвергались всё большим нападкам. Астрология, утратив благосклонное покровительство высших классов, перестала преподаваться в университетах, а наука, развивавшаяся отныне в рамках Лондонского Королевского Общества (основанного в 1660 г.), поддерживала механистический взгляд на природу как на неодушевлённый мир грубой материи. Отдельные личности, имевшие значительный вес в Королевском Обществе, - такие, например, как Роберт Бойль и Кристофер Рен, - по-прежнему признавали (по крайней мере, в частном кругу) ценность астрологии, однако общая обстановка становилась всё более враждебной, поэтому Бойль, например, воздерживался от публикации своего сочинения в защиту астрологии, завещав это сделать после его смерти. По-видимому, те же самые причины побудили Ньютона и его литературных агентов завуалировать эзотерическую и герметическую подоплёку его научных идей.

Во Франции происходили сходные процессы, и учёные постепенно отворачивались от астрологии. Одним из последних крупных астрономов, сохранявших доверие к астрологии, был Измаль Буллио (1605 - 1694), - кстати, первый иностранный член, принятый в Лондонское Королевское Общество (1663). Он написал важный трактат, посвящённый гелиоцентрической астрономии, но также выступил и редактором астрологических сочинений Марка Манилия (I в.) и Клавдия Птолемея (II в.).

Очень показательным примером изменения отношения научной общественности к астрологии в XVII - XVIII вв. является история Джан Доменико Кассини (1625 - 1712), - выдающегося итало-французского астронома, основателя известной "династии" учёных. В юности Кассини сильно увлёкся астрологическими теориями, что дало импульс и к занятиям астрономией. Вскоре он приобрёл известность как один из больших знатоков астрологии. Именно благодаря заслуженной репутации астролога началась научная карьера Кассини. Маркиз Корнелио Мальвазия, богатый астроном-любитель и сенатор Болоньи, который составлял астрологические эфемериды, пригласил Кассини на работу в свою обсерваторию в Пандзано близ Болоньи. Работая в этой обсерватории, Кассини сконструировал несколько своих первых астрономических инструментов, провёл первые научные наблюдения. Постепенно занятие астрономией вышло на первый план и стало доминирующим до конца жизни Кассини. При этом отношение учёного к астрологии становилось всё более критическим, и в период после отъезда Кассини во Францию в феврале 1669 г. мы уже не находим никаких свидетельств о его занятиях астрологией. Приоритеты учёного окончательно утвердились в области научной астрономии и геодезии.

Среди французских учёных рубежа XVII - XVIII вв. особняком стоял граф Анри де Буленвилье (1658 - 1722). В то время, когда практически все учёные Франции уже считали астрологию суеверием и пережитком прошлого, он, будучи известным историком и философом, не только занимался астрологией, но и обогатил её своими разработками. Буленвилье, видимо, был первым астрологом, который предположил, что Зодиак можно спроецировать на земной шар и систематически использовать это в астрологии.

В целом, астрология к концу XVII в. исчезла из мира академической европейской науки (прежде всего, во Франции и Великобритании). Именно в это время произошло удивительное раздвоение общественного мнения, которое существует и по сей день: в то время как учёные стали отрицать научность астрологии, в самых разных слоях населения (как в простом народе, так и в аристократических кругах) астрология несмотря ни на что продолжала оставаться популярной. Особенно серьёзно относились к астрологии в различных эзотерических обществах, которые в эту эпоху переживали свой взлёт.

Важно подчеркнуть, что в ряде европейских стран астрология продолжала сохранять свои позиции в учёной среде даже в XVIII в.

Так, в 1729 г. испанский врач Томас Кортихо Эрраис опубликовал трактат в защиту медицинской астрологии, отстаивая необходимость знания науки о звёздах в своей профессии.

На 1730-е гг. пришлась активная астрологическая деятельность в Испании Джеронимо Ардженти, академика Феррарской Академии. До наших дней дошло множество его печатных прогнозов на испанском языке.

Одним из известнейших астрологов Испании был Гомес Ариас (1712 - после 1754). Он происходил из весьма знатной семьи (был племянником кардинала), являлся профессором философии, медицины и математики. Ариас - автор многочисленных сочинений по астрологии, в т.ч. трактата "Декрет Минервы" (1749), анализа гороскопа и предсказаний в связи с коронацией Фердинанда VI (1746) и др. Ариас составлял и выпускал в Мадриде ежегодные астрологические прогнозы на протяжении двух десятилетий (1735 - 1754). Ему также принадлежат сочинения по философии, медицине и другим наукам.

Ещё одна крупная фигура испанской астрологии XVIII в. - Херонимо Аудиксе де ла Фуэнте. Он прославился не только как астролог, но и как математик, стал почётным академиком Севильской Академии литературы. Аудиксе де ла Фуэнте - автор многих астрологических сочинений. Он составлял годичные прогнозы на протяжении четверти века (сохранились его прогнозы на 1752, 1753, 1754, 1757, 1759, 1760, 1775 гг.). До наших дней дошла рукопись его диссертации, восхваляющей возможности астрологии (Disertacion sobre la excelencia de la Astrologia. Leida el 5.10.1753.).

Таким образом, в Испании астрология продолжала пользоваться популярностью не только у простого люда, но и в образованных слоях. Более того, она оставалась университетской дисциплиной. Среди представителей научной астрологии следует выделить Хасинто Гонсалеса Конде, профессора астрологии и философии Королевского университета в Вальядолиде в 1720-х - 30-х гг., и Диего де Торреса Вильярроэля, который возглавлял кафедру астрологии в Саламанкском университете на протяжении почти полувека, с 1726 по 1770 г.

В соседней Португалии в конце XVII - XVIII в. известным астрологом был Антонью Карвалью да Кошта (1650 - 1715), священник ордена святого Петра, работавший в Лиссабоне. Он написал множество сочинений по астрологии, астрономии и географии.

Астрология в Польше, хотя и утратила своё былое величие, тоже продолжала занимать важное положение среди университетских наук. Даже в XVIII в. среди профессоров математической группы Краковского университета самое видное место занимал т.наз. Regius Astrologus (Королевский астролог), главной обязанностью которого являлось утверждение календарей с астрологическими предсказаниями.

Среди убеждённых сторонников астрологии был профессор Краковского университета Якуб Францишек Неговецкий, известный астроном, автор сочинения о параллаксе звёзд и комет (1754). Он выступал в защиту астрологии и написал на эту тему книгу, которую, однако, издал анонимно (Astrofil Krakowski. "Kalendarz... r. 1772".).

Еще одной крупной фигурой был Станислав Йозеф Дуньчевский (1701 - 1767). В 1723 г. он окончил Краковский университет, с 1724 г. был профессором Замойской Академии в г. Замосць. С 1725 г. и практически до самой смерти Дуньчевский издавал астрономико-астрологические календари. Ему также принадлежит сочинение о прохождении Венеры по диску Солнца 6 мая 1761 г. с астрологическими предсказаниями на основе этого явления.

В Германии астрология также не сдавала своих позиций. Мало известен тот факт, что знаменитый немецкий философ Г.В.Лейбниц (1646 - 1716) с 1676 г. до конца жизни работал астрологом (а также придворным библиотекарем и историографом) при дворе ганноверских герцогов. Он создал систему астрометеорологии, не утратившую своего значения до наших дней, составил гороскопы всем князьям Ганноверского герцогства своего времени.

В это время астрология продолжала оставаться важным подспорьем в работе немецких врачей, о чём свидетельствуют сочинения Эразма Бланка (? - 1704), практикующего врача из Нюрнберга, и Иоганна Боне (1640 - 1718), профессора медицины Лейпцигского университета.

Их современницей была Мария Маргарете Кирх (1670 - 1720), жена известного астронома Готфрида Кирха. Она работала как астроном и астролог в разных городах Германии. В 1709 г. М.М.Кирх опубликовала брошюру о тройном соединении Солнца, Венеры и Сатурна 1712 г. Затем, в 1712 г., Кирх написала работу о грядущем соединении Юпитера и Сатурна с изложением обширных астрологических прогнозов. Пётр I пригласил её работать в Россию, но когда её сын Кристфрид стал астрономом Берлинской обсерватории, она присоединилась к нему. Мария Кирх продолжала составлять астрономико-астрологические календари для Бреслау, Нюрнберга, Дрездена и Венгрии вплоть до своей смерти.

Немецкий математик и физик Георг Вольфганг Крафт (1701 - 1754) также обладал фундаментальными познаниями в астрологии. Будучи приглашён в Петербургскую Академию Наук (1725), Крафт давал астрологические консультации императрице Анне Иоанновне, занимался астрологическими исследованиями, сопоставлял прогностические методики историков, метеорологов и астрологов.

Выдающийся немецкий поэт и мыслитель Гёте (1749 - 1832) серьёзно интересовался астрологией и определил точное время своего рождения (что необходимо при тщательной работе с гороскопом), составлял гороскопы друзьям. Разработанная Гёте теория цвета также имеет одним из источников астрологические теории.

Вообще, астрология, потеряв союзников в лице представителей точных наук, обрела новых поклонников среди людей гуманитарного знания. В частности, этим учением древности заинтересовались немецкие романтики. Особенно интересна концепция Новалиса (1772 - 1801): он развил магическую космогонию, в которой астрономия - это "истинная метафизика".

* * *

XVI - XVII вв. - время активного проявления трёх конфликтующих друг с другом сил в европейской культуре. Церковь и государство объединёнными усилиями наступали на народную культуру (в т.ч. и на астрологические представления), результатом чего были, в частности, знаменитые гонения на ведьм. С другой стороны, церковь активно боролась с новыми научными представлениями о мире, с гелиоцентризмом. И, наконец, новая наука вступила в конфликт с традиционными системами мировосприятия, среди которых немалую роль играла астрология.

В результате этой борьбы трёх сил победила наука, достижения которой вскоре стали всем очевидны, и их стало уже невозможно отрицать. Церкви эта борьба стоила определённых жертв, но благодаря постулату "двух истин" (говорящему о различии научного и религиозного пути познания) она также сумела выйти из кризиса. Астрологию же стали считать отжившей свой век, ибо принцип геоцентризма, на котором она базировалась, доказал свою несостоятельность, а принцип всемирной симпатии уступил место механистическому представлению о мире. Окончательно доверие к астрологии среди трезвомыслящих людей было утрачено с открытием в конце XVIII в. Урана, а затем и других планет, не нашедших места в идущей из античной науки теории планет. В начале XIX в. была закрыта последняя университетская кафедра астрологии в Европе, и "наука о звёздах" стала считаться лишь одним из суеверий.

Однако не следует упускать из виду, что резкое снижение популярности астрологии (прежде всего, в научных кругах) не означало окончательного ухода астрологических представлений в прошлое. Образно говоря, ветер перемен снёс только крышу со здания астрологии, фундамент же и нижние этажи остались целы. Гелиоцентрическая концепция была известна ещё учёным древности: индийская "Айтарея брахмана", где излагается эта концепция, относится к периоду не менее чем за две тысячи лет до рождения Коперника; а Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца в первой половине III в. до н.э. И это не поколебало здания "науки о звёздах", прежде всего потому, что она изучает влияния космоса на Землю и на существ, которые живут на ней, а не на Солнце. Какой при этом воспользоваться астрономической теорией расчётов, ей не так уж важно. Заметим, что самим создателям новой науки - Тихо Браге, Иоганну Кеплеру, Роберту Бойлю - их открытия ничуть не мешали серьёзно заниматься астрологией (особенно велик вклад в теорию астрологии И.Кеплера). Характерно, что такой последовательный представитель материализма и механистического детерминизма, как Б.Спиноза (1632 - 1677) был известен и как искусный астролог - он много работал с гороскопами, изучая влияние аспектов Меркурия и Юпитера в связи с коммерческой деятельностью.

Открытие новых планет также не привело к крушению астрологии: влиянию этих планет были найдены соответствия, а сам факт их открытия стал интерпретироваться астрологами как возможность более глубоко изучить причины происходящих на Земле событий.



Астрология в XIX и XX веке.

Центром нового всплеска интереса к астрологии в Европе стала Великобритания. В конце XVIII в. в этой стране было опубликовано "Новое полное разъяснение небесной науки астрологии" Эбенизера Сибли, а в 1816 г. Джеймсом Уилсоном было написано подробное руководство "Полный словарь по астрологии", по сей день считающееся образцовым справочником по традиционной птолемеевской астрологии. Тот факт, что обе данные книги неоднократно переиздавались, свидетельствует, что потребность в знаниях подобного рода в народе не исчезла. В 1820 г. Р.К.Смит (1795 - 1832) основал под псевдонимом Рафаэль периодическое издание "Альманах Рафаэля и пророческий вестник", сразу ставшее популярным. Оно издаётся и в наши дни. Вслед за Рафаэлем свой "Альманах Задкиеля" начал издавать Р.Дж.Моррисон (с 1830 г.), причём с не меньшим успехом. Появились и другие книги и периодические издания. Авторов не смущал тот факт, что официальная наука считала астрологию "ложным учением": как собственный опыт астрологов, так и большой спрос на литературу подобного рода показывали, что древнее учение о звёздах по-прежнему актуально.

Большую поддержку астрология получила со стороны различных оккультных учений, особенно со стороны теософии - религиозно-мистического учения, сформулированного Е.П.Блаватской (1831 - 1891). Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определённой догматикой. Теософское общество было основано в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом 17 ноября 1875 г. и вначале состояло всего из 16 членов. Полковник Олькотт был его первым президентом. В 1878 г. "штаб-квартира" общества была переведена в предместье Адьяр около Мадраса в Индии, где она находится и в наше время. Уже в 1890 году число приверженцев Теософского общества в разных странах мира достигло 100 тысяч человек.

Блаватская и её последователи сыграли огромную роль в увеличении интереса к астрологии в странах Запада. В своих работах теософы последовательно проводили мысль о том, что астрология - это неотъемлемая часть сокровенной мудрости всех эпох и народов, что "наука о звёздах" во многом является ключом к глубинным знаниям о мире и предназначении человека. Теософия связала европейскую астрологию с элементами индийской философии и с индийской астрологией. В ряды Теософского общества влилось множество людей, интересующихся древней наукой о звёздах. Естественным развитием этого интереса стало создание учеником Блаватской Аланом Лео (1860 - 1917) Астрологической ложи Теософского общества (Лондон), которая и по сей день является одной из самых уважаемых астрологических организаций.

Из Англии интерес к астрологии распространился на другие страны Европы (Германию, Россию, Нидерланды и др.), а также в Соединённые Штаты Америки. В большинстве случаев первыми людьми, начинавшими пропаганду астрологии в своей стране, были члены Теософского общества (одно из немногих исключений представляла Франция). Особенно успешно астрология распространялась в США, что во многом связано с деятельностью Люка Денниса Браутона (1828 - 1899). В возрасте 26 лет он эмигрировал из Англии в Соединённые Штаты, вскоре начал издавать астрологический журнал, читать лекции в Нью-Йорке, распространять английскую астрологическую литературу, давать консультации. Результаты были ошеломляющими: если в 1860 г. в США практически не было своих серьёзных астрологов, то к концу века их уже были тысячи.

На рубеже XIX - XX вв. астрология стала приобретать большое количество новых сторонников. Прежде всего, это было связано со всплеском интереса к мистике, который явился реакцией на засилье рационализма в духовной культуре европейского и американского общества. Другим важным фактором была неустойчивая социально-психологическая ситуация в первой половине XX в. - во времена войн, революций, создания и разрушения империй человек стал искать опору и вечные истины в астрологическом учении древности, так же, как он это делал во все предыдущие периоды политической и экономической нестабильности. С этой точки зрения интересным является факт активного использования астрологии лидерами фашизма в Германии, пытавшимися найти оправдания своей политике в пророчествах Нострадамуса, удержать надежды на процветание благодаря выбору оптимальной даты для начала той или иной военной кампании, и т.д. Во время второй мировой войны разворачивались целые "астрологические битвы", когда один астролог указывал Гитлеру наиболее вероятное место открытия западного фронта, а другой астролог рекомендовал Черчиллю не начинать военные действия в этом месте именно потому, что оно является наиболее вероятным с точки зрения астрологии.

1950-70-е годы стали годами торжества астрономии и космонавтики, в это время были запущены первые спутники, человек оторвался от Земли и вышел в космос. Земля как никогда раньше стала осознаваться маленькой точкой, затерявшейся в безграничном пространстве Вселенной. Поэтому геоцентрические позиции астрологии вызывали в эти годы наиболее презрительное отношение со стороны науки. Однако за последние 15 - 20 лет многие серьёзные учёные начали высказываться в защиту астрологии или, по крайней мере, не так уверенно наклеивать на неё уничижительные ярлыки. Такому изменению отношения к астрологии есть несколько основных причин.

Во-первых, современная наука во многом основывается на эмпирическом подходе: обнаружив неслучайность и повторяемость каких-либо явлений при определённых условиях, наука признаёт эти явления и начинает прорабатывать основные версии о причинах и природе этих явлений. Поэтому несомненным шоком для научной общественности явилось обнародование результатов фундаментального статистического исследования, проведённого французским учёным Мишелем Роланом Гокленом (1928 - 1991) в содружестве со своей женой Франсуазой в 1950-х - 60-х гг. Задавшись целью проверить утверждения астрологов, он рассчитал позиции планет на момент рождения 576 членов Французской медицинской академии, и результат был ошеломляющий - благосклонная для врачей звёздная позиция намного превосходила среднюю вероятность. Гоклен продолжил свою работу и обследовал архивные данные на десятки тысяч людей, обнаружив несомненную связь между профессией и доминирующей планетой гороскопа. Исследования Гоклена были проведены на высоком профессиональном уровне и до сих пор никем не оспорены. Существуют и другие подтверждения соотнесённости космических и земных явлений. Факт влияния солнечной активности на катаклизмы на Земле уже признаётся всеми. Но основатель гелиобиологии А.Л.Чижевский, указывая на то, что солнечная активность связана с движением планет, считал, что на нашу планету действуют и энергии более далёких светил. Современные научные исследования подтверждают этот факт.

Во-вторых, глубокие перемены в современные науки о человеке внесла концепция основателя аналитической психологии К.Г.Юнга (1875 - 1961). Исследования религиозных и культурных представлений разных народов и эпох привели его к выделению понятия архетипа. Архетипы - это первичные формы, лежащие в основе образов и бессознательно пробуждающие активность воображения. Они проявляются в снах и бреду, а также в искусстве и литературе и являют то единое в человеческом сознании, что связывает его с космосом и вечностью. Изучение явления синхронности психического восприятия разных людей и объективных процессов реальности подвело Юнга к принятию астрологии, которая объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным. Он увидел архетипы в астрологической символике и в послуживших её источником древних мифах. Юнг указывал: "Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: "планеты" - это боги, символы власти бессознательного". Он также считал, что астрология необходима для правильной интерпретации мифов.

Ещё одна причина всплеска интереса к астрологии - кризис современной научной парадигмы, с одной стороны, и кризис в современной церкви - с другой. Поэтому многие люди обращаются к "науке о звёздах" (и другим оккультным знаниям) в надежде, что она даст ответы на те вопросы, на которые у традиционной науки ответа нет, и считают возможным соединение научного и духовного развития именно через астрологию.

Поэтому далеко не случаен факт, кажущийся на первый взгляд парадоксальным: именно в XX в. архаичное учение о связи движения планет с событиями на Земле получило наиболее широкое распространение, причём популярность этого учения продолжает увеличиваться. В результате (как к этому ни относиться) астрология стала неотъемлемым фактором жизни современного общества. В мире открыты сотни астрологических учебных заведений, астрологическая литература издаётся многомиллионными тиражами, организуются профессиональные союзы астрологов. Развивается и теоретическая база астрологии, современными астрологами разрабатываются новые методики, идёт установление и укрепление их сотрудничества с психологами, медиками, экономистами, историками и представителями многих других "традиционных" наук. Укажем лишь самые характерные направления развития современной астрологии:

1) приложение астрологии к психологии. Это направление было заложено К.Г.Юнгом и развито американским философом и психологом Дэйном Радьяром (1895 - 1985). Радьяр увидел возможность выработки практического синтеза астрологии и глубинной психологии Юнга с точки зрения холистического подхода. Роль астрологии виделась Радьяру в демонстрации цикличности и целостности жизни индивидуумов и народов. В отличие от глубинной психологии, которая имеет дело с содержанием души, астрология, считал Радьяр, способна раскрыть основную структуру личности и жизни. Находясь под частичным влиянием гуманистической психологии А.Маслоу, Радьяр сформулировал концепцию "гуманистической астрологии", которую продолжают развивать современные астрологи. Среди наиболее видных представителей психологической астрологии: Элис О.Хоуэлл (США), основатели Астропсихологического Института в Цюрихе Бруно и Луиза Хуберы (Швейцария), Карен Хамакер-Зондаг (Нидерланды), Говард Саспортас (Великобритания), Лиз Грин (США-Англия), Стефан Арройо (США), Кристиан Боруп (Дания), Клод Вайс (Швейцария), Андрэ Барбо (Франция) и др.;

2) статистические исследования астрологических данных. Сущность этого направления заключается в критическом пересмотре положений традиционной астрологии и в проведении астрологических исследований с помощью статистических методов. Ещё до Гокленов в этом направлении работали француз Поль Шуаснар (1867 - 1930) и швейцарец Карл Эрнст Крафт (1900 - 1945). В настоящее время созданы банки данных, содержащие сотни тысяч данных о времени рождения различных людей и о времени различных политических, экономических, культурных событий;

3) естественнонаучное направление, которое, с одной стороны, пытается объяснить астрологические воздействия с помощью современных научных концепций, а с другой стороны, разрабатывает применение методик астрологии в сферах естественных науках. Астрологи этого направления тесно сотрудничают с биологами, медиками, физиками и т.п. Среди наиболее известных представителей этого течения - сторонники т.наз. "космобиологии": Фридрих Ферхов, Рейнгольд Эбертин и его сын Бальдур Эбертин;

4) гуманитарное направление, которое занимается философским обоснованием астрологии, изучением астрологических циклов в истории цивилизации, культурологическим анализом астрологии, изучает историю тех или иных техник и школ астрологии, прослеживает влияние астрологических концепций на произведения искусства и т.п.;

5) эзотерическое, оккультное направление, продолжающее традиции теософии и других оккультных концепций, а также связанное с нетрадиционными религиозными течениями. Астрология здесь рассматривается как средство к раскрытию истинного предназначения человека, к постижению скрытых закономерностей жизни. В русле данного течения работают сторонники теософии (Алан Лео, Сефариал) и последователи учений, разработанных в развитие теософских идей (учение о Семи лучах Алисы Бейли, антропософия Рудольфа Штейнера), Братство Розенкрейцеров Макса Хейнделя, Церковь Света Кристофера Зайна, Общественная Церковь Религиозной Науки (США). Все эти организации были основаны в первой половине нашего века;

6) направление, продолжающее разработки традиционной астрологии, т.е. ставящее своей целью определение основных тенденций жизни людей, решение их насущных проблем и прогнозирование событий. В XX веке это направление продолжает оставаться основным, причём астрологи не только используют старинные методики, но вводят и новые техники, создавая порой совершенно оригинальные концепции, - но их цели остаются теми же, что и у астрологов Средневековья. Сферы приложения астрологии в наше время весьма обширны: политические и экономические прогнозы, прогнозирование стихийных бедствий, метеорология, профориентация, проблемы совместимости партнёров, определение благоприятных и неблагоприятных периодов для тех или иных дел и т.д.

Интересно, что астрология, полностью перестав влиять на европейскую политику в XVII в., вновь стала использоваться в военных, разведывательных, финансовых делах. Многие политические лидеры прислушиваются к советам астрологов. Классическим примером может служить тот факт, что деловое расписание президента США Рейгана все годы его правления зависело от указаний Джоан Куигли, астролога семьи Рейганов. Известно также, что израильская секретная служба, Моссад, проводила эксперименты с астрологией и обнаружила, что гороскоп Израиля действительно отражает инициативы, которыми она секретно руководила;

7) направление, ставящее своей целью комплексное сочетание методик различных школ. В XX в. возникло большое количество новых астрологических школ, новых подходов к анализу гороскопов, а также стала доступна информация о старинных методиках разных стран. В частности, на рубеже нашего века в Индии стали выходить английские переводы классиков индийской астрологии, выпускаться периодические издания. Деятельность известного астролога Бангалора Венката Рамана (р. 1912) привела к распространению индийской астрологии в странах Запада. Проявляется интерес к китайским техникам, и хотя в социалистическом Китае астрология не приветствуется, существуют школы китайской астрологии в Японии и других странах, делаются переводы старинных трактатов на европейские языки. Ряд исследователей работает над реконструкцией астрологических систем индейцев Месоамерики и древних кельтов. Результатом стало развитие направления, получившего в англоязычных странах название "interdimensional astrology" ("многомерная астрология"). Представители этого направления считают, что каждая из астрологических методик даёт свой срез информации о человеке, и пытаются свести индийскую, китайскую, ацтекскую, европейскую и прочие астрологические системы в некую единую метасистему;

8) направление, ставящее своей целью популяризацию астрологии, - т.наз. "газетная астрология". Это направление, с одной стороны, является самым массовым, а с другой - подвергается наибольшей критике как со стороны астрологов, так и со стороны противников астрологии. Сложность здесь заключается в том, что астрологи указывают: астрологический портрет личности или прогноз базируется на сведениях о дате, времени и месте рождения, т.е. необходима индивидуальная работа с клиентом. Когда же сведения сводятся лишь к солнечному зодиакальному знаку, под которым человек рождён, то информация, которую может дать астролог, будет чересчур общей и расплывчатой (ведь эта информация относится к каждому 12-му человеку на планете!). Однако только подобная "астрология солнечных знаков" может быть интересной и доступной массовому читателю. Таким образом, хотя газетные прогнозы и являются основным источником популярности астрологии, сами астрологи относятся к ним весьма скептически, понимая, что этим "наука о звёздах" весьма сильно дискредитируется. У истоков "газетной астрологии" стоял Уильям Лилли, которому в 1649 г. одна из лондонских газет предложила вести астрологический раздел. Однако это начинание тогда не нашло поддержки. Следующий шаг был сделан лишь в 1930 г. 24 августа указанного года английский астролог Р.Г.Нэйлор впервые опубликовал в "Sunday Express" статью с гороскопом принцессы Маргарет, что вызвало большой интерес и подняло тираж газеты. После этого редакция газеты заказала астрологу серию подобных гороскопов. Популярность Нэйлора и "газетной астрологии" резко возросла после оправдавшегося предсказания катастрофы английского пассажирского самолёта R-101 в том же году. Многие газеты ввели у себя тогда же постоянные рубрики астрологических прогнозов. Из Англии эта мода распространилась в другие страны.

Приведённый перечень направлений современной астрологии лишь приблизителен. Кроме того, нужно понимать, что эти направления не являются жёстко отграниченными друг от друга: конкретные астрологи в своей деятельности сочетают их индивидуальным образом.

Следует сознавать, что вне ареала западной культуры ситуация всегда была иная. Астрология, как и столетия назад, продолжает оставаться неотъемлемым фактом восточных культур. Почти все политики Индии, соседних с ней государств, а также некоммунистических областей юго-восточной Азии использовали и используют астрологию (наиболее яркий пример - Индира Ганди). Лон Нол, последний камбоджийский лидер во время войны во Вьетнаме, никогда не принимал решения, не проконсультировавшись с астрологами, и мы можем только гадать, какое воздействие оказали астрологи на течение этой войны. В арабском мире султан Кабош, лидер Омана, был астрологом. Шейх Ямани, саудовский министр нефтяной промышленности и один из самых могущественных людей в мире, никуда не ездил без своих книг по астрологии. Считается, что он даже предсказал свою собственную смерть ("Daily Express", 28 мая 1981).

Итак, астрология переживает в современную эпоху новый расцвет. Кроме того, переосмысляется её теоретический базис, по-новому оценивается её роль в культурных процессах, ведутся научные исследования релевантности астрологических положений. Преображённая и переосмысленная, древняя "наука о звёздах" уверенно вступает в XXI в.


КОНЕЦ