Дай Чжэнь,

Дай Дунъюань, Дай Шэньсю
(19.01.1723, Сюнин, пров. Аньхой - 1.07.1777, Пекин) -

китайский философ-неоконфуцианец, математик, астролог, астроном, лингвист, историк и географ. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 г. участвовал в составлении свода классической литературы "Сы ку цюань шу" ("Полное собрание всех книг по четырём разделам"). В 1775 г. без экзаменов получил высшую учёную степень - цзиньши и звание академика академии Ханьлинь.

Основная тенденция теоретических построений Д.Ч. - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от "Си цы чжуани" и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" дао "подформенным" орудиям он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" по законая сил инь ян и "пяти элементов" (у син) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Д.Ч. обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего филологические значения "путь", "дорога", с помощью этимологического компонента иероглифа дао - графического элемента "син" ("движение, действие, поведение"), входящего в термин "у син". "Индивидуальная природа" (син) каждой вещи, по Д.Ч., естественна и определяется добром, которое порождается гуманностью, упорядочивается благопристойностью и стабилизируется "должной справедливостью". Космологически добро проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели" - дэ) и "принципов" (ли), а антропологически - в виде "предопределения" (мин), "индивидуальной природы" и "способностей" (цай).