Даосизм -

термин европейской науки, обозначающий одно из главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая.

Ключевые концепции философии Д. изложены в трактате "Дао дэ цзин". Его создание приписывается мудрецу Лао-цзы (букв. "старик-младенец"), который жил в VI в. до н.э. (традиционно указываемая дата рождения - 604 до н.э.) или позднее. В первых вв. н.э., в период становления религиозного Д., Лао-цзы был обожествлён. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью. В даосских трактатах Лао-цзы рассматривался как глава всех бессмертных, рождённых вместе с небом и землёй. Ему приписывались магические способности, в том числе смена облика. Лао-цзы часто изображался в виде старца верхом на быке.

Важнейшим в даосской философии является учение о дао, которое выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия всего космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру "оформленных" вещей; принцип циклического времени; образ жизни подвижника, стремящегося к единению с дао как онтологической сутью мира. Дао присуща благая сила дэ (досл. "добродетель"), посредством которой оно проявляет себя, причём конечные "вещи" выступают как воплощение или "оформление" дао. Оно может выступать и синонимом единого мирового целого, или "изначальной пневмы" (юань ци; см. Ци). К ведущим даосским концепциям относятся также принципы "цзы жань" ("естественность", спонтанность дао) и "у вэй" ("недеяние", или отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанным на спонтанности дао). Отступление от дао и "недеяния" приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте.

Согласно учению Д., эгоистические устремления и отступление от дао порождают заблуждения у людей, которые начинают членить мир на отдельные вещи, понимаемые как самосущие единичности. Однако дао не имеет никаких границ и делений: в дао-вселенной всё уравнено и объединено в единое и нечленимое целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не противопоставлены, различия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по себе. Для мудреца, постигшего истину и обретшего единение с дао-космосом, не существует представления о противоположности жизни и смерти, которое заменяется учением о всеобщности метаморфоз-трансформаций. С их потоком и объединяется мудрец, что дарует ему, по религиозной доктрине Д., бессмертие. Для Д. характерно представление о подобии микро- и макрокосма. Человек рассматривается как единое целое, не членимое на душу и тело. Духовное начало трактуется лишь как "утончённое" состояние ци. Это начало гибнет со смертью тела и растворяется в мировой ци, но дао-универсум вечен, следовательно, вечным может быть и подобный ему человек (см. Макрокосм и микрокосм). Бессмертие достигается путём уподобления дао, слияния с ним как источником жизни посредством религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п. Тело адепта, "достигшего бессмертия", приобретает ряд сверхъестественных качеств и "одухотворяется" (подробнее см. Сянь сюэ).

В 1930-х гг. Ивэн Морган одним из первых западных исследователей отметил взгляд даосов на человеческое тело как микрокосм и связь человека с космосом в даосской философии.

См. также Религия и астрология.