"Энума Ану Энлиль"

(аккад. Enuma Anu Enlil) -

большая серия предзнаменований на глиняных табличках, составленная в Древнем Двуречье. Это уникальный компендиум астрологии II тысячелетия до н.э. В "Э.А.Э." вошли и более ранние наблюдения (в частности, есть основания датировать предзнаменования по лунным затмениям XXIII в. до н.э.). Окончательное завершение и кодификация этого текста произошла, видимо, уже на рубеже II - I тыс. до н.э. Его регулярно цитировали, комментировали и использовали в последующие столетия (пока астрология предзнаменований не пришла в упадок после завоевания Месопотамии персами). Если, например, ассирийский царь хотел узнать, было ли знамение благоприятным или неблагоприятным, царский астролог должен был обратиться к древней серии предзнаменований, процитировать оттуда предзнаменование и объяснить, как оно прилагается к ситуации, требующей толкования. Архивы таких придворных астрологов сохранились в значительной мере в ниневийской библиотеке Ашшурбанипала, так что мы обладаем многочисленными фрагментами и цитатами из этой серии. Сохранились также таблички с оглавлением, из которых можно заключить, что серия "Э.А.Э." состояла из 70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000 предзнаменований. Для КАЖДОГО явления, произошедшего над землёй, было дано своё астрологическое значение. Исследователи идентифицировали только 6 табличек, но многочисленные сохранившиеся фрагменты сделали возможным установить приблизительное содержание пропущенных частей. Предзнаменования делились на 4 категории, каждая из которых была связана со своим богом-покровителем:

  1. Син (бог Луны). С ним связывались предзнаменования по различным лунным явлениям, таким как неомения, затмение, гало, соединение Луны с различными неподвижными звёздами. Этому были посвящены первые 22 таблички серии.
  2. Шамаш (бог Солнца). Он, как считалось, сообщал свою волю людям через предзнаменования по солнечным явлениям, таким как затмения Солнца, одновременное появление на небе двух или нескольких солнц и т.п. (таблички 23 - 40).
  3. Адад (бог погоды). Он давал людям предзнаменования, включающие метеорологические явления, такие как гром, молния, форма облаков, а также землетрясения (таблички 41 - 49).
  4. Иштар (богиня Венеры). Она связывалась с предзнаменованиями по планетным явлениям: первая и последняя видимость планет (т.наз. гелиактические восходы и заходы планет), стояния (стационарность) планет, акронический восход (т.е. восхождение планеты на востоке в момент захода Солнца на западе), соединения планет с неподвижными звёздами (с 50-й таблички).
Для вавилонян было очевидно, что регулярная последовательность сезонов и вся сельскохозяйственная жизнь определяется движением великих богов Луны и Солнца. Вместе с Луной и Солнцем троицу великих богов составляла Иштар, богиня любви, считавшаяся также богиней планеты Венера. В "Э.А.Э." мы встречаем много предзнаменований, связанных с Венерой. Например: "Если Венера появляется на востоке в месяце айяру и Великие и Малые Близнецы окружают её, все четыре, как и она, темные, тогда царь Элама будет сражен болезнью и не останется в живых". Это предзнаменовение принадлежит, вероятно, к числу древних и может относиться ко времени династии Аккаде (около 2300 г. до н.э.).

Серия "Э.А.Э.", видимо, никогда не существовала в единственной общепринятой версии. Все сохранившиеся фрагменты демонстрируют различие как в структуре, так и в содержании текста, который, очевидно, видоизменялся согласно нуждам конкретного владельца.

Данную серию, очевидно, необходимо рассматривать как основу последующей астрологии, особенно эллинистической. Это собрание попало в V в. до н.э. вместе с другими астрологическими текстами в долину Инда, и его фрагменты можно обнаружить в санскритских астрологических текстах, относящихся к концу I тыс. до н.э. Ко II в. до н.э. концепции "Э.А.Э." стали известны даже в Китае, о чём, в частности, свидетельствует астрологический раздел "Исторических записок" Сыма Цяня.

См. также Вавилонская астрология.