Крест -

I. Один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак К. занимает важное место в символике европейскоазиатского культурного круга, но был известен и в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, К. подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Центр К., будучи чётко выделенным, являет собой принцип иерархизации и сакрализации всего пространства, определяя в нём линии и направления связей.

К. часто выступает как модель человека (с распростёртыми руками) или антропоморфного божества. Вместе с тем, К. моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма также моделируется К.

К. выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно К. и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом и человеком, как геометризованное описание того и другого. Однако мировое древо не было единственным или даже преимущественным источником образа К. Возможно, в формировании сложной символики К. участвовали такие мотивы как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи) и схема воловьей упряжки. Как бы то ни было, в посленеолитическую эпоху К. становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах. Во многих культурно-исторических традициях К. символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с К. связывается идея процветания, удачи. В большинстве языков, различающих грамматический род, названия для К. принадлежат мужскому роду; в языках различающих грамматические классы по критериям разумности/неразумности, активности/неактивности, слово для К. часто относится к категории активных имён, что иногда приводит к трактовке слова для К. как одушевлённого имени. К. нередко соотносится с фаллосом. Вместе с тем, К. соотнесён и с образом мучения и смерти. И прежде всего, он сам - её орудие, инструмент пыток, страстей, мук и ужаса. Но на К. принимают не только безблагодатную и позорную смерть. Основная мифологема, связанная с К., подчёркивает иное: человек (или божество), висящий на К. и раскинувший руки по сторонам К., умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть возродиться к новой (вечной) жизни. Эта двоякая ориентированность К. объясняет ещё одну идею, связанную с К., - выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование К. в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т.п. К. присваивали себе как личный знак (ср. подписывание крестом королей или знатных лиц в средневековой Европе) или как знак своего рода, своего круга; практиковалось многократное воспроизведение К. с целью усиления и увеличения благополучия. Крестами окружалось сакральное имя или имя, пользующееся особым почётом. Вместе с тем, К. - и знак смерти, откуда роль К. в обряде умирания (последняя исповедь, причащение святых даров), похорон, К. на могиле, К. как иероглифа смерти, как знака вычёркивания, упразднения, отмены и т.п. Особенность функционирования К. в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Общеизвестна ключевая роль перекрёстка как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе и т.д. Идея "крестного" выбора отражена в евангельском рассказе о распятии Иисуса Христа на К.



II. Квадруплицитет, квадрат. См. Кресты качеств, Кресты домов.


III. Конфигурация дуговых аспектов. См. Большой крест.


IV. Созвездие южного полушария неба. См. Южный Крест.