Ориген

(греч. Origenes; лат. Oregenes Adamantius)

(ок. 185, Александрия, Египет - 253/254, Тир, Финикия, ныне Сур, Ливан) -

раннехристианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. О. изучал античную философию (по некоторым сведениям - в школе Аммония, из которой вышел также Плотин), вёл аскетическую жизнь. С 217 г. возглавлял христианскую школу в Александрии - центр образования, высоко ценившийся христианами и язычниками. В 231 г. был подвергнут осуждению со стороны церкви, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Из двух тысяч сочинений, которые О. предположительно написал, сохранилась лишь часть. О. создал собственную философско-теологическую систему, представляющую собой синтез неоплатонических и христианских идей. О. разрабатывал доктрину о трёх смысла Библии - "телесном" (буквальном), "душевном" (моральном) и "духовном" (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира Богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут другие миры. О. учил о неизбежности полного "спасения", просветления и соединения с Богом всех душ и духов, включая дьявола, и о временном характере адских мук. Для истории астрологии важны рассуждения О. о знамениях звёзд и связанной с этим проблеме свободы воли. По мысли О., судьба не всесильна, ибо над нею стоит Бог. Созвездия - Его инструмент, и по Его воле они указывают на возможное течение судьбы. Любовь Божия торжествует над властью звёзд и над властью судьбы. Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Человек несёт за свои дела полную нравственную ответственность. У него есть возможность избежать беды через жертву, раскаяние и наказание. Те, кому звёзды сулят испытание, могут, обратившись к Богу, через добро и служение ближним отвратиться от этого зла. Звёзды указывают на возможность событий, но не на их действительную реализацию, которая - в руках свободной воли. Звёзды направляют к тем или иным обстоятельствам, формируя в человеке определённые наклонности и тенденции, ведущие к событиям. Прогноз - не абсолютная достоверность, а существующая возможность.

О. принадлежит мнение, что кроме человека, в этом мире есть и другие разумные существа: в Солнце, Луне и звёздах О. видел тела ангелов, по особому поручению Божию разделяющих судьбу человека в период его испытаний. То, что движется само собой, т.е. без внешнего толчка, необходимо имеет в себе душу; если же оно при этом движется правильно и целесообразно, то ясно, что оно имеет душу разумную; поэтому небесные светила, являющие самостоятельное и правильное движение, необходимо суть разумные духовные существа; не признавать этого О. считал "верхом безумия". Он также считал, что человеку недоступно прочесть будущее по звёздам, но это могут сделать высшие существа загробного мира.

Космология Оригена (согласно [2])

Доктрина О. об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в IV-VI вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики. В 543 г. О. был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители Средневековья.