Скот Майкл,

Михаэль Скот (Michael Scot - "Михаил Шотландец")
(ок. 1175 - ок. 1235) -

выдающийся астролог и популяризатор науки, переводчик научных и философских работ с арабского языка, церковный деятель. О жизни С. известно немного. Он родился в Шотландии или Ирландии. Возможно, учился в Оксфорде, некоторое время - в Парижском университете, затем - в Болонье. В 1210-х гг. С. по заказу императора Священной Римской империи Фридриха II написал три работы (судя по всему, представлявшие собой три главные части одного огромного сочинения С.): "Liber introductorius", "Liber particularis" ("Astronomia") и "Physionomia". С. хорошо знал арабский и еврейский языки, практиковал и как врач, и как астролог. Ряд лет он работал в Толедо, где был крупнейший центр деятельности переводчиков с арабского. Именно в этом городе в 1217 г. он перевёл астрономическую работу "Сфера" ал-Битруджи. Он также переводил сочинения Аристотеля ("О животных"), Ибн Сины, Ибн Рушда и др. Известно, что С. принял духовный сан, возможно, даже стал доктором теологии. Около 1224 г. папа Гонорий III (1216 - 1227) предолжил С. стать архиепископом Кэшельским в Ирландии. Позже папа также рекомендовал С. английскому королю Генриху III (1216 - 1272). Но С. отклонил назначение на должность архиепископа. Впоследствии он получал приходы от архиепископа Кентерберийского по указаниям Гонория III и Григория IX (в 1225 и 1227 г.). Приобретя славу своей астрологической деятельностью, в последние годы жизни С. стал личным астрологом императора Священной Римской империи Фридриха II, которому он предсказал место и причину смерти. Среди сочинений С. - работы по астрологии ("Liber introductorius", "Astrologia", "De presagiis stellarum" и др.), астрономико-астрологические комментарии к "Сфере" Сакробоско, а также стихотворные астрологические предсказания на лат. яз. "Vaticinium" (1231), за которые его называли "вторым Аполлоном" и "пророком истины". Эти сочинения С. получили широкую популярность в позднее Средневековье. Ему приписывается ряд работ по геомантии, хиромантии, физиогномике и алхимии (в частности, "Компендиум чёрной магии", который был переведён на немецкий язык знаменитым Иоганном Фаустом ).

Известны предания о занятиях С. магией, однако в своих сочинениях он недвусмысленно осуждает магию и некромантию. Он интересовался различными мантическими техниками, занимался исследованием связи авгурий (ауспиций) с астрологией. С. выделял 28 методов дивинации, которые несовместимы с христианской верой, но, тем не менее, дают правдивые результаты (среди них - авгурия по пению птиц, интерпретация снов и т.п.). Он соглашался с мнением теологов, утверждавших, что звёзды - не первопричины земных событий, что они подчинены Господу и что всё в Божьей власти, но настаивал на том, что по звёздам можно многое узнать о будущем. С. придерживался мнения, что планеты управляются божественными силами - духовными и бестелесными (в то время как другие средневековые авторы считали, что планетами движут ангелы или ветер). С. считал очень важным показателем час зачатия человека. В частности, большое значение карты зачатия является одним из объяснений того, почему два человека, родившиеся в один момент, могут быть непохожими друг на друга (см. Зачатия гороскоп). Современные исследователи придерживаются мнения, что занятия С. магией и некромантией - лишь легенда.