"Тетрабиблос"

(греч. Tetrabiblos - "Четверокнижие"; лат. Quadripartitium), "Четверокнижие", "Апотелезматика" (греч. Apotelesmatika - "Гороскопическая астрология", от apotelesma - "влияние созвездий на судьбу человека, констелляция созвездий"), "Искусство предсказаний для Сируса" -

большой астрологический труд К.Птолемея, состоящий из четырёх книг. По-видимому, оригинальное название этого труда - "Математический трактат в четырёх книгах". Он был написан в середине II в. н.э. и представляет собой систематическое изложение ряда античных астрологических концепций.

В первой книге трактата Птолемей обсуждает вопрос, как и насколько достижима истина посредством астрологии, а также насколько предсказания полезны; приводит классификацию планет (деление на благоприятные и неблагоприятные, на мужские и женские, на дневные и ночные и т.п.); определяет влияние неподвижных звёзд; вводит понятие знаков Зодиака и даёт классификацию знаков; обсуждает достоинства планет в различных знаках Зодиака; даёт определение и приводит системы управителей для долей знака (термов, градусов и др.).

Вторая книга "Т." посвящена мунданной астрологии. Наиболее детельно Птолеме обсуждает правила составления предсказаний об общем состоянии стран и городов, а также основные постулаты метеорологической астрологии.

Третья книга рассказывает об основах генетлиалогии - индивидуальной гороскопической астрологии. Здесь рассказано о важнейших точках гороскопа (угловых точках, Колесе Фортуны и др.), о том, как выносить суждения о темпераменте, форме тела рождённого, о его болезнях, качествах души, о продолжительности жизни, а также о родителях, братьях и сёстрах рождённого.

Четвёртая, заключительная, книга содержит правила определения по гороскопу уровня материального благополучия рождённого и его положения в обществе; здесь рассказывается также, как извлечь из гороскопа информацию о браке, о детях, о друзьях и врагах, о путешествиях в чужие страны, о характере смерти. В заключение даны правила составления прогнозов.

В книгохранилищах Европы сохранилось около 35 рукописных вариантов "Т.". Друг от друга рукописные варианты, помимо многочисленных мелких разночтений, отличаются в основном заключительной частью: в некоторых рукописях конец "Т." либо отсутствует, либо заменён вставкой из комментариев Порфирия.

"Т." пользовался среди астрологов необычайно высоким авторитетом на протяжении многих столетий. В III в. комментарии к "Т." были написаны выдающимся философом-неоплатоником Порфирием. Среди астрологов более позднего времени, интенсивно изучавших и комментировавших "Т.", следует упомянуть Прокла Диадоха, 'Умара ат-Табари, ал-Баттани, Демофила, Региомонтана, И.Камерария, Ф.Меланхтона, Дж.Кардано, Плачидо Тити, Дж.Уэлли, Ю.В.А.Пфаффа.

В IX в. в Багдаде "Т." был переведён на арабский язык Исхаком ибн Хунейном (он также сделал перевод "Альмагеста" в 828 г.)

В эпоху позднего Средневековья "Т." стал широко известен в Европе: известно 6 латинских переводов этого сочинения; первый из них был сделан Платоном Тиволийским в 1138 г. В 1484 г. в Венеции Ратдольт выпустил его первое печатное издание. Греческий текст "Т." до 1940 г. печатался трижды: в 1535 г. в Нюрнберге под редакцией И.Камерария; в 1553 г. в Базеле в новой редакции того же Камерария; и в 1581 г. в Лейдене в приложении ко второму изданию труда Ф.Юнктина "Зеркало астрологии". В 1940 г. изд-во Гарвардского университета совместно с лондонским изд-вом У.Хейнемана выпустило греческий текст "Т." под редакцией, с английским переводом и комментариями американского филолога-классика Ф.Э.Роббинса. Данное издание стало основным источником современных переводов "Т.".