Зерван

(авест.), Зрван, Зурван, Зарван -

в иранской мифологии: бог, персонификация времени и судьбы, верховный бог зерванизма. З. мыслился как Бесконечное время (Зерван Акарана), существующее изначально, когда мир пребывал в эмбриональном состоянии (поздняя "Авеста" различает Бесконечное время и Зерван Даргахвадата - время конечное, которое соотносилось с этим миром, созданным и обречённым на гибель). Миф рисует З. андрогинным божеством: он в течение тысячелетия совершает жертвоприношения, чтобы у него родился сын Ормазд (Ахура Мазда), призванный сотворить мир. З., однако, усомнился в пользе этих жертвоприношений, и от этого сомнения вместе с Ормаздом зародился и Ахриман (олицетворение зла). З. дал обет даровать власть над миром тому, кто появится на свет первым. Ормазд предугадал мысли З. и поделился своим знанием с Ахриманом, а тот, разорвав чрево З., преждевременно вышел на свет и назвал себя Ормаздом. З., увидев его отвратительную внешность и стремление ко злу, отверг Ахримана. Тогда родился прекрасный Ормазд, но З. вынужден был уступить царство над миром Ахриману на девять тысяч лет; затем должен воцариться Ормазд и исправить всё содеянное духом зла. Согласно гимну Вечному времени в "Бундахишне", З. - "могущественнее обоих творений - добра и зла". Ход борьбы добра и зла и всё, что происходит в этом мире, в т.ч. и жизнь человека, предопределены З.

З. - Зарва как верховное божество, "Отец Величия", был воспринят манихейством, а также митраизмом.

Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ З. отражает астрологические свойства Сатурна в Водолее.