Герметизм

(греч. hermetismos, от Hermes - "Гермес"), герметика, герметическое учение -

религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, сочетавшее элементы популярного платонизма, стоицизма и других философских учений с халдейской астрологией и персидской магией и носившее подчёркнуто эзотерический характер. К герметической традиции принадлежат сочинения на греческом, латинском, коптском и древнеармянском языках, в которых посвящённому от имени бога Гермеса Трисмегиста открываются все тайны мира.

Некоторые исследователи резко разделяют и даже противопоставляют друг другу "низовой", "популярный", народный Г. (трактаты по герметическим наукам: астрологии, алхимии, магии и медицине; 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) и философско-богословский, "учёный" Г. ("Герметический корпус", в котором делается попытка синтезировать эллинистический мистицизм, отдельные положения греческой идеалистической философии и иудейского монотеизма; 2 - 3 вв.). Однако доктрины, излагаемые в философских трактатах "Герметического корпуса", фактически обосновывали и алхимию, и астрологию, и магию, и народную медицину. В "учёном Г." наблюдаются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая и пессимистически-гностическая. Связное изложение учения Г. дано главным образом в сочинениях пессимистически-гностической группы (особенно в первом трактате корпуса - "Поймандре").

"Герметический корпус" представляет собой собрание довольно разнородных трактатов, написанных на греческом языке во 2 - 3 вв. н.э. Вот заглавия этих трактатов:

К Корпусу примыкает ещё ряд трактатов и фрагментов, дошедших в составе компиляции, составленной автором 6 в. Стобеем. Самый значительный из этих трактатов - "Дева мира" (или "Зрачок мира"). Большой трактат, именуемый "Посвятительным словом", сохранился в латинском переводе под названием "Асклепий". Эти трактаты создавались в разное время различными авторами и лишь позднее (не ранее 6 в.) были объединены в единый Корпус. Большая часть трактатов представляет речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путём Божественное откровение. Подробнее см.: "Изумрудная скрижаль", "Поймандр Гермеса Трисмегиста".

Герметические трактаты не объединены общей мировоззренческой установкой. Для Г. в целом характерны последовательное использование мотивов древнеегипетской мифологии (напр., культ Солнца) и интерес к области "практического" знания (оккультным наукам), что позволяет разграничить Г. и гностицизм, с которым в других отношениях Г. имеет много общего.

Согласно герметическим представлениям, мир един и все его части связаны друг с другом. Звёзды-боги или только образы божества, дающего им начальное движение, оказывают влияние на мир людей. Мир состоит из четырёх (или пяти) элементов: воды, земли, воздуха, огня (и эфира), которые взаимодействуют между собой и распределяют хорошие и дурные воздействия звёзд. Таким образом, мир является органическим единством, подчинённым вечным законам, и заслуживает названия "миропорядок" ("космос"). Это замкнутое поле управляется вечно возвращающимся временем, символ круговращения - упорядоченное движение звёзд по своим траекториям. Звёзды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом: "Человека, мой дорогой Амон, знающие называют миром, так как он - часть мировой природы" (Jatromathematica, I, c. 387). Человеческий ум является частью Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познаёт и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого слова на мир. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека - это небо, глаза - Солнце и Луна, грудь - воздух, живот - земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Поскольку всё в мире связано, будущее можно предсказать, скажем, по внутренностям животных или по расположению небесных тел. Аналогично, для того, чтобы сделать регулярными различные феномены, необходимы повторяющиеся ритуалы: так, постоянное возвращение Луны обеспечивается принесением в жертву антилопы, недруга Луны. При полном очищении души от грехов происходит как бы рождение нового человека, сутью которого оказывается свет. А при очищении "грязных" металлов образуется светоносное золото. Поскольку един мир, едино и познание; при этом познание мира, самопознание и познание Бога оказываются одним и тем же. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гнозис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества. Подобным откровением и были, по мнению адептов Г., тексты герметического Корпуса, а пророком, передавшим это откровение людям, являлся египтянин Гермес Трисмегист.

Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой; возобновлению интереса к "учёному Г." в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык 14-ти трактатов "Герметического корпуса", осуществлённый М.Фичино. К этой традиции восходит выдвинутая Пико делла Мирандола теория "натуральной магии", постепенно перераставшая в настроение т.наз. "естественного благочестия", которому отдали дань многие мыслители 16 - 17 вв. (Коперник, Кеплер, Бруно, отчасти - Ф.Бэкон и др. - вплоть до Ньютона).