Инь и ян -

категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы или берега реки. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, Луны, чётных чисел и т.п. А ян, первоначально означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стал символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, Солнце, нечётные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов, по мнению некоторых учёных (шведский китаевед Б.Карлгрен), относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало - ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчёркивающая дуализм мужского и женского начал, получила, по мнению Б.Карлгрена, иконографическое выражение на древних бронзовых сосудов в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. В традиционной космогонии появление И. и я. знаменует первый шаг от хаотического единства первозданной пневмы (ци) к многообразию всей "тьмы вещей". В процессуальном аспекте главный закон И. и я. - дао, т.е. их взаимопревращение на определённой фазе развития. Каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства И. и я., которые стремятся друг к другу, причём кульминацией этого считается полное слияние неба и земли. С взаимодействием И. и я. сопряжены смена времён года, дня и ночи.

Теория И. и я. сформировалась в сер. I тыс. до н.э. и впервые систематически изложена в "Чжоу и", где И. и я. названы "двумя образцами", рождёнными "великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа) - прерванной и целой чертами соответственно. Система И. и я. была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т.п. В китайской мифологии существовало представление о бессмертном учителе Гуйгу-цзы, которому приписывалось сочинение о взаимодействии сил И. и я.; видимо, поэтому он почитался покровителем прорицателей. Наибольшее развитие теория И. и я. получила в школе инь ян цзя, а Дун Чжуншу синтезировал её с учением о "пяти элементах" (у син), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений. Ныне концепция И. и я. продолжает играть важную роль в теории китайской астрологии и медицины.