Магическая астрология -

в астрологии Средневековья и Возрождения: раздел оперативной астрологии, который занимался вызовом или заклинанием духов планет или элементарных духов (см. Элементалы), изготовлением астрологических амулетов, талисманов (см. Пантакль), колдовских зелий и т.п. М.а. также включала в себя корреляцию астрологических характеристик планет и знаков Зодиака с драгоценными камнями, металлами и символами. Т.о., данное направление астрологии переплеталось не только с магией, но и с алхимией, астроботаникой и т.п.

М.а. восходит к древнейшим временам астролатрии, когда небесные тела начали считаться живыми сверхъестественными существами, которые можно "задобрить" молитвой или подношением или "укротить" определёнными магическими действиями, чтобы они стали оказывать более благоприятное воздействие. Такие представления уже существовали в каменном веке, их отголоски можно найти в религиозно-мифологических представлениях многих народов (у народов Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Ирана, Индии, Китая, Месоамерики и др.). Особое значение при выборе благоприятного времени для тех или иных магических операций к рубежу н.э. стали играть т.наз. часы планетные (происходящие, видимо, из Древнего Египта) и стоянки Луны (происходящие из Древней Индии). В средние века М.а. наиболее активно разрабатывалась астрологами стран ислама, а после появления переводов арабских сочинений на латынь в позднем Средневековье - и в Западной Европе. Особую роль здесь сыграла книга "Цель мудреца", более известная под названием "Пикатрикс". Она стал известна в Европе XIII в. и оказала мощное воздействие на М.а. Позднего Средневековья и Возрождения (в частности, на построения Агриппы Неттесгеймского). Всплеск интереса к оккультным наукам в XIX в. вызвал и возрождение М.а., как она представлена в сочинениях Жерара Энкосса (Папюса) и других.

В широком смысле под М.а. понимается изменение жизненных реалий, контроль над событиями при помощи знания астрологии.