Плотин

(Plotinos)

(205, <Ликополь, Египет> - 270, Минтурне, Кампания) -

античный философ и астролог, основатель неоплатонизма.

Единственный достоверный источник сведений о нём - "Жизнь П." Порфирия, ученика П. В 231 г. П. из родного города отправился в Александрию, где 11 лет был учеником Аммония. С 244 г. П. преподавал в Риме, основав собственную философскую школу. Среди сторонников П. были император Галлиен (253 - 268) и его жена Салонина. После десяти лет устных бесед П. начал записывать своё учение. П. мечтал о сооружении города философов Платонополиса, граждане которого должны были жить по законам Платона. Несмотря на высокую оценку П. Галлиеном, этот проект не осуществился. После долгой и тяжёлой болезни П. скончался в Минтурне (Кампания). Устные лекции П. были обработаны Порфирием и изданы в шести "Эннеадах".

П. на основе ряда платоновских текстов выстроил собственную философскую систему. Традиция среднего платонизма и неопифагореизма, к которой тяготел П., исходила из противопоставления чувственного космоса умопостигаемому, посредствующим звеном между которыми признавалась мировая душа. Новым у П. явилось учение о первоначале всего сущего (Proton), Едином (Hen), которое само выше сущего, или, по Платону, "за пределами бытия". При этом последовательность ум-душа-космос, т.е. вся сфера бытия, оказывалась только проявлением, осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа - осуществление Единого в вечности, космос - во времени. Единое начало всего сущего, как и у Платона, именуется у П. благом и сравнивается с Солнцем. Ему противоположна тёмная и лишённая вида материя, принцип зла. Материя является не только низшим продуктом, низшей ступенью падения первоединого начала, но также и первопричиной многообразия и несовершенства всего земного. Умопостигаемый (божественный) мир и мир явлений (земной мир) принципиально различны. Последнее есть лишь теневое изображение первого. И всё же эманация первоединого начала и результат её, чувственный мир, согласно П., необходимы.

Тем самым он подчёркивает свои оптимистические тенденции и резко отклоняет идеи гностического пессимизма. П. исходит из того, что только чувственный космос находится в определённом месте, тогда как умопостигаемый мир - повсюду. Поэтому знания, получаемые душой от ума, - подлинные. Сфера истинного бытия всегда открыта для души, и ей нужно только уметь вернуться к себе самой, познать свою истинную природу. Возможность такого возвращения обеспечена тем, что душа не целиком выступает из умопостигаемого космоса; её рождение в теле означает "дробление" единой души, ибо "там" - все души нераздельны. Достигается это возвращение на путях очищения души и уподобления её божеству.

Универсум П. статичен. Всякая низшая ступень в нём вечно рождается от высшей, причём высшая вечно остаётся неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, вечно душа устремляется к Единому и оглядывается на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым движением и в подлунной части его вечно чередуются возникновение и гибель. Это, однако, не делает П. пессимистом. Здешний мир для него - игра в театре. Ничто не властно над благой душой, даже рок, которому подвластна вся сфера времени. Поэтому П. выступал против фаталистической интерпретации астрологии. При этом вместе с рядом учеников он систематизировал и обогатил астрологические знания.

В честь П. названа малая планета (астероид) номер 6616.