Порфирий

(Porphyrius)
(5.10.234, Тир, Финикия, ныне Сур, Ливан - 304, Рим) -

античный философ-неоплатоник и астролог. Родился в семье коренного жителя финикийского города Тир по имени Малькус и был назван именем отца. Но Малькус-сын, будучи увлечён эллинизмом, позднее изменил своё семитское имя на греческое Базилеус ("царь"), а затем - на П. ("пурпурное одеяние"). П. изучал философию в Риме у Плотина; был учителем Ямвлиха и, вероятно, Ф.Матерна; ок. 300 г. написал астрологический трактат в 55 главах "Введение" ("Eisagoge"), большей частью основанный на трудах Антиоха, а также отчасти Птолемея и Нехепсона и Петосирида. П. принадлежат также комментарии к "Тетрабиблосу" (их цитирует Гефестион). Критики обвиняли П. в занятиях магией, даже в вызывании состояний транса, ибо он был приверженцем мистерий и в течение нескольких лет изучал восточную раджа-йогу. Одним из его величайших разочарований было то, что вплоть до своих 60 лет он не мог достигнуть состояния экстаза. П. посвятил свою жизнь изучению вклада философии в современность. Он полагал, что душа должна быть, насколько это возможно, свободна от материальных оков, и рекомендовал придерживаться умеренности и воздержания. П. был выдающимся систематизатором, он объединил высказывания Плотина в шесть курсов лекций по девять трактатов в каждом - в т.наз. "Эннеады" Плотина; он распределил астрологические дома по отношению к свету и тьме; он сформулировал закон жизни, цель которой - очищение; он рассматривал человека как триединство материального существа, жизни и разума; он выделил пять основных структур вселенной (универсалий): род, вид, отличие, свойство и случай. П. - автор введения к "Категориям" Аристотеля и комментариев к "Тимею" Платона.

П. развивал эзотерическую астрологию учением о Сверхсущем как основе мироздания и Его трёх началах или ипостасях и о рождении мира путём нисходящих эманаций. Его интересовал выход за пределы земного существования; одним из способов рассмотрения этого была демонстрация огромного видимого разрыва между двумя расположенными друг против друга по вертикали угловыми домами гороскопа, обозначающего расстояние между небесами (MC) и Землёй (IC), т.е. местом физического рождения человека. Середину Неба П. считал крайне важной точкой, интерпретируя её как олицетворение души человека, посланной в его тело. Результатом размышлений П. на эту тему явилось создание оригинальной системы домов (см. Порфирия система домов ).

Как и многие неоплатоники, П. глубоко почитал Иисуса Христа, но при этом религия христианства с её жёстким универсализмом вызывала у П. непримиримую вражду, которую он обосновал в большом полемическом сочинении "15 книг против христиан", дошедшем до нас только в виде немногих цитат в трудах церковных писателей. Известный теолог Аполлинарий Лаодикейский (310-390) написал 30 томов возражений П. Сочинения П. практически неизвестны нам, поскольку в V - VI вв. систематически уничтожались церковью.