|
Вода -
|
|
одна из фундаментальных стихий мироздания (см. Элементы).
В самых различных мифологиях В. - первоначало, исходное состояние всего
сущего, эквивалент первобытного хаоса; ср. встречающийся в большинстве
мифологий мотив подъятия мира (земли) со дна первичного океана.
В. - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Но зачатие
требует как женского, так и мужского начала; отсюда два аспекта мифологемы
В. В роли женского начала В. выступает как аналог материнского лона и чрева,
а также оплодотворяемого яйца мирового. В. может отождествляться
с землёй как другим воплощением женского начала. Так возникает возможность
олицетворения земного и водного начал в одном персонаже (иранская богиня
Ардвисура Анахита, Спента-Армаити, скиф. Апи и др.). Брачный союз неба
как мужского начала с землёй или В. является широко распространённым у
индоевропейцев мифологическим мотивом. Китайская категория инь объединяет
в себе значения В. как оппозиции огню и как женского начала. Богини любви
(Иштар, Афродита и т.п.) непременно связаны с В., что объясняет
широкое распространение эротической метафорики В.). Но одновременно В.
- плодотворящее мужское семя, заставляющее землю "рожать". Этот мотив характерен,
напр., для ханаанейско-финикийского образа Балу. Мотивы женского
и мужского производящего начал органически совмещаются в таких образах
как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей,
и утробу жён, и молоко женской груди" ("Ясна"). С этим совмещением связан
"андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия.
С другой стороны, двоякость функций В. нередко воплощалась в супружеской
чете водных (морских) божеств: такова роль отца Океана и матери Тефии
у Гомера. В. как "влага вообще", как простейший род жидкости, выступала
эквивалентом всех жизненных "соков" человека - не только тех, которые имеют
отношение к сфере пола и материнства, но прежде всего крови - мотив, характерный
для мифологических представлений южноамериканских индейцев. С мотивом В.
как первоначала соотносится значение В. для акта омовения, возвращающего
человека к исходной чистоте. Ритуальное омовение - как бы второе рождение
(этот аспект мифологемы В. удержан в христианской символике крещения).
В то же время водная бездна или олицетворяющее эту бездну чудище - олицетворение
опасности или метафора смерти (Апоп, водяной, русалки и т.п.); чрево
водного чудища - преисподняя, выход из чрева - воскресение (мотив Ионы).
Соединение в мифологии В. мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти
находит отражение во встречающемся во многих мифологиях различениях живой
и мёртвой В., животворящей небесной В. и нижней, земной, солёной В., непригодной
ни для питья, ни для орошения. Как бездна хаоса В. - зона сопротивления
власти бога-демиурга. Наконец, являя собой начало всех вещей, В. знаменует
их финал, ибо с ней связан (в эсхатологических мифах) мотив потопа.
В традиционной западной астрологии В. - элемент, обладающий качествами
влажности и холода и связанный с зодиакальными знаками Рака,
Скорпиона и Рыб. Ключевые слова:
отсутствие формы при сохранении самости, пассивность, пластичность, изменчивость,
глубинность, скрытность, неопределённость, эмоциональность, сонливость,
томность, мечтательность, сентиментальность, образность, отрешённость,
сохранение, гомеостаз, море, болото, река, интроверсия, растворение. Доминанта
в зодиакальных знаках стихии В. - Юпитер.
В китайской астрологии В. - одна
из пяти стихий (у син), она связывается
с планетой Меркурий, севером, зимой (12
ноября - 22 января по григорианскому календарю), чёрным цветом, солёным
вкусом и тухлым запахом, числом 6, земными "ветвями" крысы (цзы)
и свиньи (хай), 9-м и 10-м небесными "стволами" (жэнь, гуй;
в т.ч. соотносится с годами, оканчивающимися на 2 и 3), с ци (энергией)
холода, в организме человека - с почками и мочевым пузырём. В цикле пяти
стихий В. символизирует минимальную активность. В. связана со страхом,
областью уха возле виска, с костным мозгом.
Старинные китайские источники гласят: когда правит стихия В., а император
разрешит пробить плотину и накатятся волны, тогда умрёт императрица и другие
высокопоставленные дамы. И можно будет найти много птичьих яиц, молодняк
полевых зверей останется неоплодотворённым, а беременным грозит выкидыш.
В. связана с северной ци (энергией) холода, "двигающей" сезон зимы.
Действие этой ци ощущается с 22 декабря по 2 марта. Родившиеся под влиянием
В. созданы, чтобы утешать людей в их бедах. Как правило, это любящие матери,
привязанные к своим детям. Их жизненная задача - подавить в себе страх
и пребывать в мире спокойствия.
Подробнее см. У син.
Литература:
1. Жэнь Инцю. Базовая теория китайской медицины: Пять вращений, шесть
энергий.
2. Элис Р. Китайская астрология.// О чём говорит год рождения. Восточные
гороскопы.
3. Китайская философия.
4. Александер. Китайская астрология.
5. Вайсберг В. Лекции по астрологии (начальный курс). Часть I.
6. Аверинцев С. Вода.// Мифы народов мира.