Юпитер

Юпитер (от лат. имени бога Iuppiter, Iovis Pater от iuvare - "помогать") - пятая от Солнца планета Солнечной системы (большая полуось орбиты a=5.203 а.е.).

Большое Красное Пятно на поверхности ЮпитераФизические характеристики:

Параметры орбиты Ю.: Система спутников ЮпитераДо 1980 г. считалось, что Ю. обладает самым многочисленным семейством спутников. Первые четыре спутника были открыты ещё в 1610 г. Галилеем, и их называют "галилеевыми спутниками". Это Ио, Европа, Ганимед (самый крупный спутник Ю.) и Каллисто. Их радиусы чуть больше или примерно равны радиусу Луны. В 1892 г. был открыт самый близкий к Ю. и гораздо меньший по размерам (его оси - 230 и 130 км) спутник - Амальтея. В XX в. были открыты ещё 11 небольших по размерам спутников Ю. (Гималия, Элара, Пасифе, Синопе, Лиситея, Карме, Ананке, Леда, Фива (Теба), Адрастея и Метида. Семейство шестнадцати спутников Ю. на данный момент считается вторым по многочисленности в Солнечной системе (после семейства спутников Сатурна).
В последние десятилетия было установлено наличие кольцеобразных систем малых частиц и тел вокруг Ю., незаметных при обычных наблюдениях с Земли.


Ю., крупнейшая из планет Солнечной системы, является второй по яркости планетой после Венеры, однако последняя видна только непродолжительное время утром или вечером. Поэтому неудивительно, что многие народы связывали планету Ю. со своим верховным божеством. В Древнем Вавилоне Ю. ассоциировался с Мардуком (научное название планеты Мулу-баббар). Египтяне воспринимали Ю. (наряду с Марсом и Сатурном) как воплощение бога Гора и считали Ю. открывателем тайн, называя эту планету "Гор двух горизонтов" или "Гор, освещающий обе земли" (в связи с его яркостью); символом его был сокол. В Древней Персии Ю. соотносился с Ахура Маздой (пехлевийское имя - Ормазд). В Греции Ю. считался звездой Зевса, а в эллинистическом Египте носил "божественное" имя "Звезда Осириса" (научное название - Фаэтон).

У бушменов (Южная Африка) существуют миф о Ю., называемом ими "Сердце утренней зари". Он женился на рыси, а гиена околдовала и отравила его жену, заняв её место. Младшая сестра рыси разоблачила гиену, и "Сердце утренней зари" прогнал её. С тех пор он ходит в ночи, его огромные глаза горят, как огонь, и отпугивают гиен и шакалов. См. также Ангирас.

У арабов Ю. назывался "ал-муштари", в древнерусских текстах - "Зевесъ".

Своё современное название Ю. получил от имени верховного божества древних римлян. В их мифологии Ю. (первоначально Diovis - "блестящий", Diespiter, Dispater - "отец дня") - бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты - "молниеносный", "гремящий", "дождливый"), царь богов, отождествлявшийся с греческим Зевсом. По теории Ж.Дюмезиля, Ю. - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Ю., Марс, Квирин. По мнению Дж.Фрэзера, Ю. - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: "фругифер" ("плодоносный"), "фагутал" ("бук"), "румин" ("смоковница"), "вимин" ("тростник"). В песне салиев его эпитет - Луцетий (от lux - "свет"), ему были посвящены дни полнолуний - иды. Почитался на возвышенностях и в виде камня. Функции Ю. были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда, ему перед посевом устраивал трапезу земледелец, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве; как Ю. Термин - хранителем границ, как Ю. Либертас и Ю. Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и инсигниями Ю. с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Ю. благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные Ю. Великие, позже Римские иды. Как царь богов Ю. имел при себе совет из богов, "сотрудничающих, помогающих", и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Ю. был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на жреца Ю. Позже Ю. с эпитетом "наилучший", "величайший" становится богом Римского государства, его власти и мощи. При империи Ю. стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов - боги Сирии, Малой Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Ю. рассматривался не только как верховный, но как единственный бог ("всё полно Ю."), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.

В астрологии Ю. - янская, мужская, теплая, влажная планета третьего уровня (см. Уровни планет), связанная со стихией Воздуха и Огня. Птолемей считает Ю. дневной планетой. Ночная обитель Ю. - Рыбы, дневная обитель - Стрелец, знак экзальтации - Рак.

Графический символ Ю. представляет собой крест, левая часть которого является опорой для полукруга, обращённого влево (как у растущей Луны). Очевидно, этот символ явился прототипом арабской цифры 4. См. Символы астрологические.

Ю. астрологически представляет принципы расширения, изобилия, интеграции.

В индивидуальном гороскопе Ю. символизирует оптимизм, великодушие, стремление к обладанию и расширению, моральные и религиозные устремления, способность охватить целое.

Ю. управляет процессом включения человека в новый эгрегор, социальную группу или слой, увлечениями: человеком, наукой или искусством; новыми открывающимися возможностями.

Таблица соответствий

Планы
Области
Личность
Отношения
Общество
Природа
Высш.
Милость
Изобилие
Интеграция
3 Удача
Оптимизм
Надежда
Успех
Понимание
Мудрость
Осмысление
Убеждения
Вера
Совет
Покровительство
Милосердие
Доверие
Философия
Законы
Религия
Мифология
Теория
Мораль
Высшее образование
Наука
Увеличение
Расширение
Развитие
Системообразование
2 Откровенность
Уверенность
Великодушие
Искренность
Поддержка
Привлечение к сотрудничеству
Благосклонность
Экспансия
Правосудие
Законодательство
Издательство
Общие взгляды
Покой
Избыток
1 Развитие
Разрастание
Накопление жира
Переедание
Печень
Ягодицы
Бедра
Железы
Благодетель
Советник
Обоюдная выгода
Церковь
Духовенство
Демократы
Всё зарубежное
Юристы
Университеты
Банкиры
Капиталисты
Перепроизводство
Инфляция
Врачи
Возвышенности
Открытые пространства
Олово
Таблица составлена А. Колесниковым
Согласно А.Подводному, на первом, низшем уровне проработки Ю. человек радостно приветствует свалившееся на его голову счастье и новые возможности; в церковь он ходит, главным образом, не для очищения от грехов, а для того, чтобы попросить Всевышнего о той или иной милости для себя лично или для ближайших родственников. Для этого уровня характерна острая мечта выйти "из грязи в князи", т.е. в следующий социальный слой, получив богатое наследство, заключив удачный брак, провернув биржевую махинацию и т.п. способами, предполагающими везение, но не упорный труд. Здесь характерна сильнейшая гордыня по отношению ко всем, находящимся ниже на социальной лестнице, сочетающаяся с самоуничтожением по отношению к вышестоящим. Ю. расширяет горизонты, но здесь они мыслятся очень узко, в точном соответствии с общественным сознанием соответствующего круга: хорошо быть богатым и знатным и обладать властью; научные и религиозные идеи и идеалы пока не возникают или кажутся эфемерными.

На втором уровне проработки Ю. человек по-прежнему воспринимает все сыплющиеся на него блага и милости судьбы как должное и, более того, значительную их часть не воспринимает вовсе (например, то, что человек не получает по кармическим заслугам - многое незаметно сходит с рук, но почему так получается, человек не думает). В своих мечтах и устремлениях человек поднимает уже выше социального слоя, непосредственно вышестоящего над тем, где он сам находится. Молитва на втором уровне по-прежнему носит характер попрошайничества, после посещения церкви мысли на некоторое время устремляются на не вполне земные дела; смутно проявляется идея благотворительности. Человек формирует свои представления о счастье, удаче и расширении возможностей пока ещё строго на основе соответствующих социальных штампов, но их набор делается шире и возможно их комбинирование. На этом уровне человеку открывается реальная сфера идеальных достижений человечества: мир искусства, мир абстрактной мысли и т.п. Религия и философия начинают просматриваться как неведомые, но быть может, когда-то постижимые глубины.

На третьем уровне проработки Ю. человек частично осознаёт ограниченность социальных представлений об удаче и счастье, но они не теряют своей власти над ним. Всё же умом он теперь понимает, что счастье есть следствие труда на благо других людей, для чего, в свою очередь, нужно учиться и много работать над собой, а удача в жизни есть не что иное, как своевременно пришедший кусок подходящей работы над собой или во внешнем мире; человек учится радоваться трудностям, естественно возникающим на его жизненном пути, понимая, что их преодоление и есть его эволюционная работа. На этом уровне часто происходит обожествление науки или искусства - эгрегоров, куда человек с помощью Ю. имеет регулярный доступ. Однако в более высокие эгрегоры - философской мудрости и собственно религиозные - выход, если и бывает, всё же слишком кратковременен, и мимолётные откровения, хотя и весьма ценятся человеком, всё же не играют основной роли в жизни. Тем не менее на этом уровне интерес к церкви и обрядам существенно усиливается: после мессы или исповеди человек может ощутить реальное облегчение и помощь.

На четвёртом уровне проработки Ю. человек уже в состоянии сущностно отойти от общепринятых социальных идеалов и представлений о счастье; он находит своё место в эволюционном процессе и обретает истинную личную веру, т.е. канал в свой высший кармический эгрегор, который ведёт его по жизни, предлагая сотрудничать с разными социальными эгрегорами, чью этику человек соблюдает, но полностью ей не подчиняется, обладая постоянной возможностью получить информацию и помощь от более высокого эгрегора. От такого человека распространяется духовный свет. Многие проблемы людей, попадающих в его окружение, решаются сами собой, расширяются их возможности саморазвития.

Гармоничный Ю. даёт удачу и широкие возможности в тех сферах, на которые он влияет. У человека есть уверенность, что в этих областях у него всё получится, а в случае неприятностей в результате всё разрешится наилучшим образом, и даже к некоторой неожиданной его выгоде. Гармоничный Ю. даёт яркое освещение событий, и даже то, что окружающим кажется серым, для натива не так уж уныло и в любом случае выглядит многообещающим. Человек полон оптимизма, энергии и благожелательности. Однако гармоничный Ю. даёт также сильный соблазн постоянного паразитизма, и если человек эксплуатирует дары Ю. в чисто эгоистических целях, то начинает действовать закон кармы, который через другие планеты предлагает человеку всё более жёсткие испытания.

Поражённый Ю. чаще всего даёт человека глубоко фрустрированного и с сильным наполеоновским комплексом (на внешнем плане это может давать жадность, высокомерие и т.д.). В сферах, связанных с Ю., человек ощущает себя великим и непогрешимым, но при столкновении с реальностью быстро выясняется, что возможности действительно открываются, но не совсем те или требующие больших дополнительных усилий. Если карта в целом гармонична, человек вытесняет юпитерианскую гордыню в подсознание, но чаще всего в поведении и интонациях она прорывается. Счастье и удачу, которые сулит поражённый Ю., не следует принимать за чистую монету - чаще всего это приглашение не совсем того эгрегора или неудачно сформулированное, и не нужно на них бросаться, забыв всякую осторожность.

Человек с преобладающим влиянием Ю. в гороскопе будет неравнодушен к роскоши, удовольствиям, социальным приоритетам, славе; на более высоком уровне - к новым идеям, философским и религиозным течениям, актуальным для современников. Это филантроп, меценат, покровитель; он живёт в мире, сильно отличающемся от мира обычного человека, и найти с ним адекватный контакт или хотя бы понимание бывает трудно.

Слабый Ю. даёт человека, который не приучен судьбой к тому, что перед ним неожиданно появляется прекрасная фея и осыпает его подарками; у него постепенно создаётся впечатление, что всё в своей жизни он должен делать сам, не надеясь на особую помощь свыше. Слабый Ю. даёт нативу возможность самому выковать своё счастье. Он означает отсутствие специфического предпочтения какого-либо одного из широких эгрегоров, человек имеет возможность сам выбрать место для работы в высших сферах.

Влияние Ю. на конституцию человека: большое, хорошо сложенное тело, склонность к полноте (в зрелом возрасте), широкая грудь, высокий лоб, добрые и широко поставленные глаза, тёмные и слегка волнистые волосы.

Части тела, управляемые Ю.: органы обоняния, печень, бёдра, ягодицы, координация движений, артериальная кровь, желчь.

В медицинском плане Ю. влияет на болезни печени; опухоли, причина которых лежит в переполнении органа жидкостью, застое в артериальной системе; с Ю. связаны гипотония и гипертония, нарушения жирового и гликогенного обмена. При болезнях, связанных с Ю., поражается система органов в целом, а не только отдельный орган.

Ю. символизирует должностных лиц, гражданских служащих, судей и вообще юристов, духовенство, представителей банков, богатых людей, людей, связанных с моралью и религией, авантюристов, азартных игроков.

Профессии Ю.: священник, банкир, юрист, нотариус, учёный, преподаватель ВУЗа, оптовый торговец, издатель, функционер высокого ранга, промышленник, музыкант, служащий.

Примеры ситуаций Ю.: амнистия заключённым по поводу национального праздника, наводнение, щедрый урожай, чудесное избавление от каких-либо напастей, мистическое посвящение. Ю. управляет милосердием в его социальном выражении - детскими приютами, бесплатными обедами для голодающих, религиозными миссиями с акцентом на практическую помощь обездоленным. Ю. властвует над социально одобренными путями расширения сознания - книги, библиотеки, своя и чужая культура, чужеземцы, путешествия и изыскания в дальних странах.

В мунданной астрологии Ю. означает общественные ценности и систему верваний, законы, средства контроля над народом. Он управляет печатью, университетами, финансами, национальными представлениями о благосостоянии, благотворительностью, делами культуры и религии, сектантством, азартными играми. В финансовой астрологии Ю. приносит удачу, продвижение, рост или защиту активов, гласность или юридические вопросы; при ежегодном транзите указывает на большой рост курса прямо перед соединением с Солнцем и небольшой рост курса при оппозиции к Солнцу.

В астроботанике Ю. управляет плодами растений. Растения Ю. имеют очень приятный запах, плоды на вкус сладкие, приятные, нежные, вяжущие, иногда кислые; сами растения крупные, пышные, с толстым и полым стеблем, раскидистые, цветы голубые или белые. Считается, что под управлением Ю. находятся дуб, эвкалипт, лопух, дудник.

В астрозоологии Ю. животными Ю. считаются олень, бык, слон, овца, орёл, ласточка, пеликан, куропатка, павлин, дельфин.

Металлами Ю. являются олово, электрум (сплав золота и серебра); минералами Ю. - сапфир, берилл.

Цвета Ю. - яркие, зеленоватые, лимонные, синие, шёлковые. Вкус - сладкий, приятный. Чувство - обоняние. День недели - четверг.

Дух планеты (согласно средневековым авторам) - Задкиель, ангел - Бетор, гений - Закхиель.
Ю. в знаках:
Ю. в домах:
Аспекты Ю.:
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Соединение Оппозиция Квадратура Трин Секстиль
Положение Ю. в знаках Зодиака сообщает о философских, этических, религиозных взглядах и кредо рождённого; показывает, как человек хочет расширить свой кругозор.

Ю. в Овне: дружба. Ключевое слово: энтузиазм. Полное погружение в новую деятельность, неадекватное представление о своих возможностях; способность вести за собой. Даёт энергию и воодушевление, некоторый авантюризм. Чувство справедливости.

Ю. в Тельце: вражда. Ключевое слово: выразительность. Способность правильно использовать материальные ценности: честь и бесчестье дают не деньги, а их использование. Счастье и удачу натив понимает тогда, когда есть материальное выражение. Добродушие, благотворительность, щедрость.

Ю. в Близнецах: изгнание. Ключевое слово: переменчивость. Широкий спектр интересов и контактов в социальной и гуманитарной сфере. Умение выделить общие тенденции общественно-политического развития. Ориентация больше на теорию, чем на опыт. Жажда путешествий.

Ю. в Раке: экзальтация. Ключевое слово: богатство чувств. Широта души, духовное богатство, которым натив легко делится с окружающими. Способность к социальной адаптации через семейные связи, традиции, мировоззрение.

Ю. во Льве: дружба. Ключевое слово: роскошь. Стремление к непосредственной власти над людьми. Склонность к роскоши, тетру, ритуалу. Сочетание экспансии с эгоцентризмом. Возможно высокомерие и хвастовство. Стремление демонстрировать свою значимость.

Ю. в Деве: изгнание. Ключевое слово: нравственность. Наряду с достижением главной цели натив стремится уследить за мельчайшей деталью, что затрудняет завершение дела. Нравственные и моральные качества. Может быть страшно жаден и неожиданно щедр.

Ю. в Весах: вражда. Ключевое слово: популярность. Стремление рассмотреть проблему со всех сторон, что затрудняет принятие решения. В партнёрстве на первом плане нравственная сторона, справедливость, духовные ценности. Стремление к общественной деятельности.

Ю. в Скорпионе: дружба. Ключевое слово: выносливость. Широкий спектр возможностей трансформировать внутреннюю энергию во внешнее воздействие для самоутверждения в социальной среде. Разнообразные оккультные способности. Стремление к собственности.

Ю. в Стрельце: обитель. Ключевое слово: религия. Стремление подчинить поведение набору нравственных принципов. Осознание своего места и роли в обществе, врождённое социальное чутьё. Жажда к расширению кругозора. Справедливость. Философские интересы, религиозные устремления.

Ю. в Козероге: падение. Ключевое слово: ответственность. Косвенная власть над людьми (через административный аппарат). Сознание долга, приоритет буквы над смыслом. Большое честолюбие. Бережливость. Консерватизм.

Ю. в Водолее: вражда. Ключевое слово: гуманность. Возможность посмотреть на настоящее глазами будущего, преодолевая при этом бытующие взгляды в вопросах религии, философии, образования, культуры. Гуманистическая установка. Часто - высокая общественная позиция или профессиональное занятие общественными проблемами.

Ю. в Рыбах: обитель. Ключевое слово: альтруизм. Широта взглядов и глубина сопереживаний, умение понять и простить, сильная энергетика, медиумизм. Благотворительная деятельность. Способность к самопожертвованию. Чувство красоты и гармонии. Жажда наслаждений.



Положение Ю. в домах гороскопа говорит о жизненных сферах и деятельности, в которых человек доказывает свои религиозные, философские и воспитательные взгляды. Ю. покажет сферы, на которые рождённый смотрит оптимистично и уверенно, где он найдёт покровителей и сам будет благодушен к другим.

Ю. в I доме. Ключевое слово: милый человек. Оптимизм, претензии на баловня судьбы. Жизнерадостно-приветливое отношение к окружающим. Стремление к признанию своей значимости другими. Большая жизненная сила.

Ю. во II доме. Ключевое слово: прогресс. Удача в делах, стремление к хорошему финансовому положению. Прирожденный оптимист. Хороший запас жизненных сил.

Ю. в III доме. Ключевое слово: оптимизм. Экспансивность в контактах, потребность в культурных связях. Аналитические способности. Хорошие взаимоотношения с родственниками и сослуживцами. Натив преуспеет в образовании или литературной деятельности и в вопросах коммуникаций.

Ю. в IV доме: элеватор. Ключевое слово: преданность. Чувство родины, любовь к древностям, археологии; сознание, следующее устоявшимся традициям. В пожилом возрасте натив будет жить благоустроенной жизнью.

Ю. в V доме. Ключевое слово: ясность. Творческая деятельность. Самолюбование в наслаждениях, склонность к сватовству. Любовь и покровительство детям. Много любовных связей.

Ю. в VI доме. Ключевое слово: филантропия. Склонность к руководящей работе, организаторские способности и умение работать в сотрудничестве, способность к целительству. Образцовое отношение к служебным обязанностям. Любовь к ближним.

Ю. в VII доме. Ключевое слово: авторитет. Лидерство в партнерских отношениях, покровительство партнеру; дипломатические способности; удача в рискованных операциях. Оптимизм в отношениях с другими людьми.

Ю. в VIII доме. Ключевое слово: остроумие. Поиск смысла жизни, стремление к пониманию смерти, способность облегчить страдания. Душеприказчик или человек, управляющий деньгами других людей. Эмоциональность, сильные сексуальные желания.

Ю. в IX доме: сигнификатор. Ключевое слово: догматизм. Стремление к великому; миссионерские склонности, овладение и распространение религиозных и мировоззренческих концепций. Стремление к улучшению мира. Способности к языкам, ораторскому искусству, преподаванию.

Ю. в X доме. Ключевое слово: успех. Профессиональный успех, амбициозность, счастье мирской жизни. Организаторские способности. Признание и уважение окружающих. Много возможностей для развития.

Ю. в XI доме. Ключевое слово: добрые намерения. Ориентация на социальные задачи, стремление к социальной справедливости. Дружба как жизненная задача. Лидер в группе.

Ю. в XII доме: со-сигнификатор. Ключевое слово: милосердие. Стремление к постижению смысла жизни. Счастье в одиночестве, стремление работать в тиши. Осмысление святости как Пути. Анонимная благотворительность.



Дуговые аспекты Ю. показывают, каким образом человек расширяет границы познания и сферу влияния, как он относится к существующим религиозным и культурным нормам. Планеты, аспектирующие Ю., говорят о тех, кого человек уважает, о его авторитетах и кумирах, а также об областях, где человек добивается почестей или теряет репутацию. Аспекты Ю. связаны с предметами гордости, с тем, что способствует или мешает самоуважению, с особенностями решения нравственных вопросов, источниками помощи и покровительства.

Соединения Ю. дают оптимизм и доброжелательность, понимание конструктивных возможностей, великодушие, сердечность, доверие к людям, желание сотрудничать.

Секстиль Ю. означает быстрый духовный рост в области, связанной с планетой, её домом и знаком. Отношение к XI или III домам даёт много друзей, успех в образовании, писательской деятельности, поездках, успешную работу в коллективе, хорошие отношения с братьями, сестрами, соседями.

Квадратура Ю. - чрезмерное честолюбие, люди с таким аспектом берут на себя больше, чем могут сделать, а если они не достигают своих целей - страдают карьера и репутация. Они должны стремиться в делах, связанных с этим аспектом (планеты, дома, знаки), к умеренности и тщательности.

Трин Ю. - счастье и лёгкое продвижение, награда за предыдущие дела, но это также даёт опасность беспечности и неосторожности. Аспект дает удивительные таланты и источники помощи - всё это в областях, связанных с аспектируемой планетой, её знаком и домом.

Оппозиция Ю. - трудность во взаимоотношениях, натив требует от людей слишком многого и многое считает само собой разумеющимся. У рождённого веселая, авантюрная манера, что не всегда вызывает симпатию; склонность проводить свои планы за счёт других. Всё это проявляется в областях, соответствующих знаку и дому, где стоит аспектируемая планета.

См. Ангирас.