Юпитер |
У бушменов (Южная Африка) существуют миф о Ю., называемом ими "Сердце утренней зари". Он женился на рыси, а гиена околдовала и отравила его жену, заняв её место. Младшая сестра рыси разоблачила гиену, и "Сердце утренней зари" прогнал её. С тех пор он ходит в ночи, его огромные глаза горят, как огонь, и отпугивают гиен и шакалов. См. также Ангирас.
У арабов Ю. назывался "ал-муштари", в древнерусских текстах - "Зевесъ".
Своё современное название Ю. получил от имени верховного божества древних римлян. В их мифологии Ю. (первоначально Diovis - "блестящий", Diespiter, Dispater - "отец дня") - бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты - "молниеносный", "гремящий", "дождливый"), царь богов, отождествлявшийся с греческим Зевсом. По теории Ж.Дюмезиля, Ю. - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Ю., Марс, Квирин. По мнению Дж.Фрэзера, Ю. - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: "фругифер" ("плодоносный"), "фагутал" ("бук"), "румин" ("смоковница"), "вимин" ("тростник"). В песне салиев его эпитет - Луцетий (от lux - "свет"), ему были посвящены дни полнолуний - иды. Почитался на возвышенностях и в виде камня. Функции Ю. были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда, ему перед посевом устраивал трапезу земледелец, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве; как Ю. Термин - хранителем границ, как Ю. Либертас и Ю. Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и инсигниями Ю. с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Ю. благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные Ю. Великие, позже Римские иды. Как царь богов Ю. имел при себе совет из богов, "сотрудничающих, помогающих", и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Ю. был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на жреца Ю. Позже Ю. с эпитетом "наилучший", "величайший" становится богом Римского государства, его власти и мощи. При империи Ю. стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов - боги Сирии, Малой Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Ю. рассматривался не только как верховный, но как единственный бог ("всё полно Ю."), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.
В астрологии Ю. - янская, мужская, теплая, влажная планета третьего уровня (см. Уровни планет), связанная со стихией Воздуха и Огня. Птолемей считает Ю. дневной планетой. Ночная обитель Ю. - Рыбы, дневная обитель - Стрелец, знак экзальтации - Рак.
Графический символ Ю. представляет собой крест, левая часть которого является опорой для полукруга, обращённого влево (как у растущей Луны). Очевидно, этот символ явился прототипом арабской цифры 4. См. Символы астрологические.
Ю. астрологически представляет принципы расширения, изобилия, интеграции.
В индивидуальном гороскопе Ю. символизирует оптимизм, великодушие, стремление к обладанию и расширению, моральные и религиозные устремления, способность охватить целое.
Ю. управляет процессом включения человека в новый эгрегор, социальную группу или слой, увлечениями: человеком, наукой или искусством; новыми открывающимися возможностями.
|
|
|||
|
|
|
|
|
Высш. |
|
|||
3 | Удача
Оптимизм Надежда Успех Понимание Мудрость Осмысление Убеждения Вера |
Совет
Покровительство Милосердие Доверие |
Философия
Законы Религия Мифология Теория Мораль Высшее образование Наука |
Увеличение
Расширение Развитие Системообразование |
2 | Откровенность
Уверенность Великодушие Искренность |
Поддержка
Привлечение к сотрудничеству Благосклонность |
Экспансия
Правосудие Законодательство Издательство Общие взгляды |
Покой
Избыток |
1 | Развитие
Разрастание Накопление жира Переедание Печень Ягодицы Бедра Железы |
Благодетель
Советник Обоюдная выгода |
Церковь
Духовенство Демократы Всё зарубежное Юристы Университеты Банкиры Капиталисты Перепроизводство Инфляция Врачи |
Возвышенности
Открытые пространства Олово |
На втором уровне проработки Ю. человек по-прежнему воспринимает все сыплющиеся на него блага и милости судьбы как должное и, более того, значительную их часть не воспринимает вовсе (например, то, что человек не получает по кармическим заслугам - многое незаметно сходит с рук, но почему так получается, человек не думает). В своих мечтах и устремлениях человек поднимает уже выше социального слоя, непосредственно вышестоящего над тем, где он сам находится. Молитва на втором уровне по-прежнему носит характер попрошайничества, после посещения церкви мысли на некоторое время устремляются на не вполне земные дела; смутно проявляется идея благотворительности. Человек формирует свои представления о счастье, удаче и расширении возможностей пока ещё строго на основе соответствующих социальных штампов, но их набор делается шире и возможно их комбинирование. На этом уровне человеку открывается реальная сфера идеальных достижений человечества: мир искусства, мир абстрактной мысли и т.п. Религия и философия начинают просматриваться как неведомые, но быть может, когда-то постижимые глубины.
На третьем уровне проработки Ю. человек частично осознаёт ограниченность социальных представлений об удаче и счастье, но они не теряют своей власти над ним. Всё же умом он теперь понимает, что счастье есть следствие труда на благо других людей, для чего, в свою очередь, нужно учиться и много работать над собой, а удача в жизни есть не что иное, как своевременно пришедший кусок подходящей работы над собой или во внешнем мире; человек учится радоваться трудностям, естественно возникающим на его жизненном пути, понимая, что их преодоление и есть его эволюционная работа. На этом уровне часто происходит обожествление науки или искусства - эгрегоров, куда человек с помощью Ю. имеет регулярный доступ. Однако в более высокие эгрегоры - философской мудрости и собственно религиозные - выход, если и бывает, всё же слишком кратковременен, и мимолётные откровения, хотя и весьма ценятся человеком, всё же не играют основной роли в жизни. Тем не менее на этом уровне интерес к церкви и обрядам существенно усиливается: после мессы или исповеди человек может ощутить реальное облегчение и помощь.
На четвёртом уровне проработки Ю. человек уже в состоянии сущностно отойти от общепринятых социальных идеалов и представлений о счастье; он находит своё место в эволюционном процессе и обретает истинную личную веру, т.е. канал в свой высший кармический эгрегор, который ведёт его по жизни, предлагая сотрудничать с разными социальными эгрегорами, чью этику человек соблюдает, но полностью ей не подчиняется, обладая постоянной возможностью получить информацию и помощь от более высокого эгрегора. От такого человека распространяется духовный свет. Многие проблемы людей, попадающих в его окружение, решаются сами собой, расширяются их возможности саморазвития.
Гармоничный Ю. даёт удачу и широкие возможности в тех сферах, на которые он влияет. У человека есть уверенность, что в этих областях у него всё получится, а в случае неприятностей в результате всё разрешится наилучшим образом, и даже к некоторой неожиданной его выгоде. Гармоничный Ю. даёт яркое освещение событий, и даже то, что окружающим кажется серым, для натива не так уж уныло и в любом случае выглядит многообещающим. Человек полон оптимизма, энергии и благожелательности. Однако гармоничный Ю. даёт также сильный соблазн постоянного паразитизма, и если человек эксплуатирует дары Ю. в чисто эгоистических целях, то начинает действовать закон кармы, который через другие планеты предлагает человеку всё более жёсткие испытания.
Поражённый Ю. чаще всего даёт человека глубоко фрустрированного и с сильным наполеоновским комплексом (на внешнем плане это может давать жадность, высокомерие и т.д.). В сферах, связанных с Ю., человек ощущает себя великим и непогрешимым, но при столкновении с реальностью быстро выясняется, что возможности действительно открываются, но не совсем те или требующие больших дополнительных усилий. Если карта в целом гармонична, человек вытесняет юпитерианскую гордыню в подсознание, но чаще всего в поведении и интонациях она прорывается. Счастье и удачу, которые сулит поражённый Ю., не следует принимать за чистую монету - чаще всего это приглашение не совсем того эгрегора или неудачно сформулированное, и не нужно на них бросаться, забыв всякую осторожность.
Человек с преобладающим влиянием Ю. в гороскопе будет неравнодушен к роскоши, удовольствиям, социальным приоритетам, славе; на более высоком уровне - к новым идеям, философским и религиозным течениям, актуальным для современников. Это филантроп, меценат, покровитель; он живёт в мире, сильно отличающемся от мира обычного человека, и найти с ним адекватный контакт или хотя бы понимание бывает трудно.
Слабый Ю. даёт человека, который не приучен судьбой к тому, что перед ним неожиданно появляется прекрасная фея и осыпает его подарками; у него постепенно создаётся впечатление, что всё в своей жизни он должен делать сам, не надеясь на особую помощь свыше. Слабый Ю. даёт нативу возможность самому выковать своё счастье. Он означает отсутствие специфического предпочтения какого-либо одного из широких эгрегоров, человек имеет возможность сам выбрать место для работы в высших сферах.
Влияние Ю. на конституцию человека: большое, хорошо сложенное тело, склонность к полноте (в зрелом возрасте), широкая грудь, высокий лоб, добрые и широко поставленные глаза, тёмные и слегка волнистые волосы.
Части тела, управляемые Ю.: органы обоняния, печень, бёдра, ягодицы, координация движений, артериальная кровь, желчь.
В медицинском плане Ю. влияет на болезни печени; опухоли, причина которых лежит в переполнении органа жидкостью, застое в артериальной системе; с Ю. связаны гипотония и гипертония, нарушения жирового и гликогенного обмена. При болезнях, связанных с Ю., поражается система органов в целом, а не только отдельный орган.
Ю. символизирует должностных лиц, гражданских служащих, судей и вообще юристов, духовенство, представителей банков, богатых людей, людей, связанных с моралью и религией, авантюристов, азартных игроков.
Профессии Ю.: священник, банкир, юрист, нотариус, учёный, преподаватель ВУЗа, оптовый торговец, издатель, функционер высокого ранга, промышленник, музыкант, служащий.
В мунданной астрологии Ю. означает общественные ценности и систему верваний, законы, средства контроля над народом. Он управляет печатью, университетами, финансами, национальными представлениями о благосостоянии, благотворительностью, делами культуры и религии, сектантством, азартными играми. В финансовой астрологии Ю. приносит удачу, продвижение, рост или защиту активов, гласность или юридические вопросы; при ежегодном транзите указывает на большой рост курса прямо перед соединением с Солнцем и небольшой рост курса при оппозиции к Солнцу.
В астроботанике Ю. управляет плодами растений. Растения Ю. имеют очень приятный запах, плоды на вкус сладкие, приятные, нежные, вяжущие, иногда кислые; сами растения крупные, пышные, с толстым и полым стеблем, раскидистые, цветы голубые или белые. Считается, что под управлением Ю. находятся дуб, эвкалипт, лопух, дудник.
В астрозоологии Ю. животными Ю. считаются олень, бык, слон, овца, орёл, ласточка, пеликан, куропатка, павлин, дельфин.
Металлами Ю. являются олово, электрум (сплав золота и серебра); минералами Ю. - сапфир, берилл.
Цвета Ю. - яркие, зеленоватые, лимонные, синие, шёлковые. Вкус - сладкий, приятный. Чувство - обоняние. День недели - четверг.
Дух планеты (согласно средневековым авторам) - Задкиель, ангел - Бетор, гений - Закхиель.
|
|
|
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы | I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII | Соединение Оппозиция Квадратура Трин Секстиль |
Ю. в Овне: дружба. Ключевое слово: энтузиазм. Полное погружение в новую деятельность, неадекватное представление о своих возможностях; способность вести за собой. Даёт энергию и воодушевление, некоторый авантюризм. Чувство справедливости.
Ю. в Тельце: вражда. Ключевое слово: выразительность. Способность правильно использовать материальные ценности: честь и бесчестье дают не деньги, а их использование. Счастье и удачу натив понимает тогда, когда есть материальное выражение. Добродушие, благотворительность, щедрость.
Ю. в Близнецах: изгнание. Ключевое слово: переменчивость. Широкий спектр интересов и контактов в социальной и гуманитарной сфере. Умение выделить общие тенденции общественно-политического развития. Ориентация больше на теорию, чем на опыт. Жажда путешествий.
Ю. в Раке: экзальтация. Ключевое слово: богатство чувств. Широта души, духовное богатство, которым натив легко делится с окружающими. Способность к социальной адаптации через семейные связи, традиции, мировоззрение.
Ю. во Льве: дружба. Ключевое слово: роскошь. Стремление к непосредственной власти над людьми. Склонность к роскоши, тетру, ритуалу. Сочетание экспансии с эгоцентризмом. Возможно высокомерие и хвастовство. Стремление демонстрировать свою значимость.
Ю. в Деве: изгнание. Ключевое слово: нравственность. Наряду с достижением главной цели натив стремится уследить за мельчайшей деталью, что затрудняет завершение дела. Нравственные и моральные качества. Может быть страшно жаден и неожиданно щедр.
Ю. в Весах: вражда. Ключевое слово: популярность. Стремление рассмотреть проблему со всех сторон, что затрудняет принятие решения. В партнёрстве на первом плане нравственная сторона, справедливость, духовные ценности. Стремление к общественной деятельности.
Ю. в Скорпионе: дружба. Ключевое слово: выносливость. Широкий спектр возможностей трансформировать внутреннюю энергию во внешнее воздействие для самоутверждения в социальной среде. Разнообразные оккультные способности. Стремление к собственности.
Ю. в Стрельце: обитель. Ключевое слово: религия. Стремление подчинить поведение набору нравственных принципов. Осознание своего места и роли в обществе, врождённое социальное чутьё. Жажда к расширению кругозора. Справедливость. Философские интересы, религиозные устремления.
Ю. в Козероге: падение. Ключевое слово: ответственность. Косвенная власть над людьми (через административный аппарат). Сознание долга, приоритет буквы над смыслом. Большое честолюбие. Бережливость. Консерватизм.
Ю. в Водолее: вражда. Ключевое слово: гуманность. Возможность посмотреть на настоящее глазами будущего, преодолевая при этом бытующие взгляды в вопросах религии, философии, образования, культуры. Гуманистическая установка. Часто - высокая общественная позиция или профессиональное занятие общественными проблемами.
Ю. в Рыбах: обитель. Ключевое слово: альтруизм.
Широта взглядов и глубина сопереживаний, умение понять и простить, сильная
энергетика, медиумизм. Благотворительная деятельность. Способность к самопожертвованию.
Чувство красоты и гармонии. Жажда наслаждений.
Ю. в I доме. Ключевое слово: милый человек. Оптимизм, претензии на баловня судьбы. Жизнерадостно-приветливое отношение к окружающим. Стремление к признанию своей значимости другими. Большая жизненная сила.
Ю. во II доме. Ключевое слово: прогресс. Удача в делах, стремление к хорошему финансовому положению. Прирожденный оптимист. Хороший запас жизненных сил.
Ю. в III доме. Ключевое слово: оптимизм. Экспансивность в контактах, потребность в культурных связях. Аналитические способности. Хорошие взаимоотношения с родственниками и сослуживцами. Натив преуспеет в образовании или литературной деятельности и в вопросах коммуникаций.
Ю. в IV доме: элеватор. Ключевое слово: преданность. Чувство родины, любовь к древностям, археологии; сознание, следующее устоявшимся традициям. В пожилом возрасте натив будет жить благоустроенной жизнью.
Ю. в V доме. Ключевое слово: ясность. Творческая деятельность. Самолюбование в наслаждениях, склонность к сватовству. Любовь и покровительство детям. Много любовных связей.
Ю. в VI доме. Ключевое слово: филантропия. Склонность к руководящей работе, организаторские способности и умение работать в сотрудничестве, способность к целительству. Образцовое отношение к служебным обязанностям. Любовь к ближним.
Ю. в VII доме. Ключевое слово: авторитет. Лидерство в партнерских отношениях, покровительство партнеру; дипломатические способности; удача в рискованных операциях. Оптимизм в отношениях с другими людьми.
Ю. в VIII доме. Ключевое слово: остроумие. Поиск смысла жизни, стремление к пониманию смерти, способность облегчить страдания. Душеприказчик или человек, управляющий деньгами других людей. Эмоциональность, сильные сексуальные желания.
Ю. в IX доме: сигнификатор. Ключевое слово: догматизм. Стремление к великому; миссионерские склонности, овладение и распространение религиозных и мировоззренческих концепций. Стремление к улучшению мира. Способности к языкам, ораторскому искусству, преподаванию.
Ю. в X доме. Ключевое слово: успех. Профессиональный успех, амбициозность, счастье мирской жизни. Организаторские способности. Признание и уважение окружающих. Много возможностей для развития.
Ю. в XI доме. Ключевое слово: добрые намерения. Ориентация на социальные задачи, стремление к социальной справедливости. Дружба как жизненная задача. Лидер в группе.
Ю. в XII доме: со-сигнификатор. Ключевое слово:
милосердие. Стремление к постижению смысла жизни. Счастье в одиночестве,
стремление работать в тиши. Осмысление святости как Пути. Анонимная благотворительность.
Соединения Ю. дают оптимизм и доброжелательность, понимание конструктивных возможностей, великодушие, сердечность, доверие к людям, желание сотрудничать.
Секстиль Ю. означает быстрый духовный рост в области, связанной с планетой, её домом и знаком. Отношение к XI или III домам даёт много друзей, успех в образовании, писательской деятельности, поездках, успешную работу в коллективе, хорошие отношения с братьями, сестрами, соседями.
Квадратура Ю. - чрезмерное честолюбие, люди с таким аспектом берут на себя больше, чем могут сделать, а если они не достигают своих целей - страдают карьера и репутация. Они должны стремиться в делах, связанных с этим аспектом (планеты, дома, знаки), к умеренности и тщательности.
Трин Ю. - счастье и лёгкое продвижение, награда за предыдущие дела, но это также даёт опасность беспечности и неосторожности. Аспект дает удивительные таланты и источники помощи - всё это в областях, связанных с аспектируемой планетой, её знаком и домом.
Оппозиция Ю. - трудность во взаимоотношениях, натив требует от людей слишком многого и многое считает само собой разумеющимся. У рождённого веселая, авантюрная манера, что не всегда вызывает симпатию; склонность проводить свои планы за счёт других. Всё это проявляется в областях, соответствующих знаку и дому, где стоит аспектируемая планета.
См. Ангирас.