Ахура Мазда,

Ахурамазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд (пехл.), Ормузд -

верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента).

Буквальное значение - "Господь Премудрый". Первоначально имя А.М. выступало в качестве замены запретного имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах "Младшей Авесты". В ахеменидских текстах (6 - 5 вв. до н.э.) этот термин писался слитно, т.е. воспринимался как новое имя древнего божества. "Авеста", в отличие от большинства родственных зороастризму индоевропейских традиций, где верховным божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Индра, Перун и т.д.), изображала А.М. жрецом, подчёркивая духовность его сущности и действий. Он творит мир усилием или посредством мысли и требует себе чисто духовного поклонения, молитвы перед священным огнём ("Ясна").

Учение Заратуштры о функциях и поступках А.М. содержит новые для индоиранской традиции оттенки религиозного символизма: о личном избранничестве Заратуштры А.М. как посредника между небом и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом А.М., об абсолютной свободе воли А.М., о грядущей победе А.М. и его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед А.М. В "Ясне семи глав" образ А.М. более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, буквально "телом" назван огонь (Атар), небесные воды именуются его жёнами. Вплоть до сочинений пехлевийской эпохи А.М. выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6 - 4 вв. до н.э.) и сасанидские рельефы (3 - 7 вв.) трактуют его царём-миродержцем: он "всемогущ, велик, победоносен". Помимо этих двух основных трактовок, в "Авесте" сохранялись остатки архаических представлений: "Ясна" и "Яшт" донесли раннеиндоиранский образ высшего божества как олицетворения небесной звёздной (ночной) тверди. Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана (ср. Близнечные мифы).

В "Гатах" А.М. - отец святого духа Спента-Майнью и духа зла Ангро-Майнью; в "Младшей Авесте" Спента-Майнью абсорбируется с А.М. А.М. сотворил всё бытие, облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела и тем самым усилить лагерь добра в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью. А.М. в "Гатах" стоит над этой борьбой, но в "Младшей Авесте" он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов и шаманскому искусству гадать на птичьих перьях. Младоавестийский образ А.М. (греч. форма имени - Оромаздес) был известен Платону и Аристотелю (5 - 4 вв. до н.э.), что даёт хронологическую веху в истории почитания А.М.

В Авестийской Школе Астрологии образ А.М. связывается с планетой Юпитер. Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ А.М. отражает астрологические свойства Урана в Стрельце.