Гармония сфер

(от греч. harmonia - "гармония" и sphaira - "шар"), музыка сфер -

античное учение о музыкальном звучании планет септенера и планетных "сфер" (хотя следует отметить, что астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о "кругах", Аристотель - просто о звучании "светил") в рамках геоцентрических представлений; шире - о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции. В латинских, в т.ч. средневековых текстах употребляется также термин "harmonia (musica) coeli (mundi)" - "гармония (музыка) неба (мира)".

Учение о числовых соотношениях между планетами и связующей их тонической системе возникло на Древнем Востоке. Подобные концепции засвидетельствованы для "халдейской" традиции (Плутарх), египетской (Диодор Сицилийский) и, особенно, китайской (напр., соответствие пяти нот кит. гаммы пяти элементам - у син - и временам года). В древнегреческую философию учение о Г.с. было введено Пифагором. В изложении Аристотеля "скорости светил, соответствующие их расстояниям (от Земли), имеют соотношения созвучных интервалов", и поэтому "из кругового движения светил возникает гармоническое звучание" ("De coelo, 290b), т.е. звукоряд в одну октаву. Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону ("De re publica", 6, 18), самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий - Луне. Адаптация Г.с. в эсхатологическом мифе об Эре в 10-й книге "Государства" Платона предопределила долгую жизнь идеи Г.с. и её необычайный успех на исходе античности и в средние века.

Согласно гипотезе Д.Бернета - В.Кранца, в древнейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла только о трёх сферах - звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся музыкально-математическая сущность космоса сполна выражалась тетрактидой. В учении Пифагора Г.с. имела глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как "гармония", изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным "отображением" небесной, игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину (см. Макрокосм и микрокосм); музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа. Согласно пифагорейскому преданию, непосредственно слышать Г.с. мог только Пифагор, остальные не различают её "за неимением контрастирующей с ней тишины". Под теологическую концепцию Г.с. впоследствии был подведён фундамент физико-акустических теорий (Архит, Евдокс, Платон, критические замечания Аристотеля).

Г.с. входила в более широкий круг концепций "космической музыки", не обязательно связанной с астрономией. Г.с. влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. От Г.с. в собственном смысле следует отличать корреляцию четырёх тонов тетрахорда (четырёхструнной лиры) и четырёх элементов (Боэций, "О музыке") или "пифагорейскую" теорию музыки времён года в изложении Аристида Квинтилиана: весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету, и т.д.

Благодаря оживлению идеи Г.с. в неопифагореизме и неоплатонизме и, главным образом, через посредство Августина, Макробия и Боэция, пифагорейско-платоновское космологическое понимание музыки подчинило себе всю средневековую и западноевропейскую музыкальную эстетику. Параллельно - благодаря включению Г.с. в систему Птолемея - идея музыки сферы продолжала жить в астрономии и астрологической традиции вплоть до Нового времени.

И.Кеплер пытался обосновать Г.с. научно, исследуя соотношение угловых скоростей планет ("Harmonices Mundi" - "Учение о гармонии мира", 1619 г.), тогда как поэты - Шекспир ("Венецианский купец"), Гёте ("Фауст") и романтики - стремились дать новую жизнь древнему учению.