Дракон |
I. Созвездие северного полушария неба. Принятое обозначение Dra. Это длинное созвездие с трёх сторон охватывает Малую Медведицу. Площадь Д. - 1083 квадратных градуса. Созвездие содержит 80 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины. В Д. находится северный полюс эклиптики.
Образ Д. характерен для относительно поздней стадии развития мифологии: он представлен главным образом в мифологиях ранних государств (Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении, благодаря чему особое значение приобретал культ водоёмов, связывавшихся с Д. Предполагается, что в образе Д. соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира - верхний (птицы) и нижний (змеи или другие пресмыкающиеся). Соединение противоположных стихий - воды и огня - проявилось в том, что Д. - образ водной стихии - часто представлялся огнедышащим.
Общим для всех мифологий, в которых Д. выступает в качестве отдельного персонажа является миф об убийстве Д. героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную Д. воду, охраняемое сокровище и похищенных людей (чаще всего - девушку). Мотив похищение Д. девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод. Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о Д., требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. Мифологический мотив сражения героя-змееборца с Д. (змеем) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературе в виде легенды о святом Георгии, победившем Д. и освободившем пленённую им девушку.
Связь Д. с водой, урожаем и плодородием иногда осмысляется таким образом, что Д. выступает как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый Д. помогает культурному герою - тащит по земле свой хвост и тем самым определяет пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически Д.-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощенном героем, который впрягает его в плуг (в вавилонской, славянской и др. мифологиях). Д., осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища.
В греческой мифологии созвездие Д. обычно связывалось с драконом Ладоном, охранявшим золотые яблоки Гесперид; добывая эти яблоки, Гераклом убил дракона.
Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что яркие звёзды, входящие в созвездие Д., обладают астрологическими качествами Сатурна, Марса и Юпитера.
В.Робсон отмечает, что созвездие Д. наделяет творческой натурой и сострадательной душой, в то же время - угрюмостью, прозорливым, аналитическим умом; предвещает множество путешествий и знакомств, кроме того, указывает на опасность ограбления и случайного отравления. Как уверяли древние, если комета оказывается в созвездии Д., отрава разносится по свету. Каббалисты связывают его с еврейской буквой Мем и тринадцатой картой Таро, "Смертью".
В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие Д. соотносится с обителью Сатурна в Водолее, древесным знаком Жасмина и Старшим Арканом Таро "Звезда". Созвездие Д. говорит о том, что сочетание меркантильных интересов с чувством высшей справедливости может привести к краху, если высшие ценности не станут главенствующими. Значение созвездия предположительно перекликается с созвездиями Орла, Волос Вероники и Персея. В данной системе астрологически важными считаются следующие звёзды Д.:
|
|
|
|
|
|
|
|||
14ч04.4м | +64°23' | 3.65 | A0 III | 11 альфа Д. (Тубан) |
17 30.4 | +52 18 | 2.79 | G2 II | 23 бета Д. (Альваид) |
17 56.6 | +51 29 | 2.23 | K5 III | 33 гамма Д. (Этамин) |
19 12.6 | +67 40 | 3.07 | G9 III | 57 дельта Д. (Нодус II) |
19 48.2 | +70 16 | 3.83 | G8 III | 63 эпсилон Д. (Тиль) |
17 08.8 | +65 43 | 3.17 | B6 III | 22 дзета Д. (Нодус I) |
16 24.0 | +61 31 | 2.74 | G8 III | 14 эта Д. (Альдибаин) |
16 01.9 | +58 34 | 4.01 | F8 IV-V | 13 тета Д. |
15 24.9 | +58 58 | 3.29 | K2 III | 12 йота Д. (Эдасих) |
12 33.5 | +69 47 | 3.87 | B7 p | 5 каппа Д. |
11 31.4 | +69 20 | 3.84 | M0 III | 1 лямбда Д. (Джансар) |
17 05.3 | +54 28 | 4.92 | F5 | 21 мю Д. (Арракис) |
17 32.2 | +55 11 | 4.88 | A m | 24 ню1 Д. |
17 32.3 | +55 10 | 4.87 | A m | 25 ню2 Д. |
17 53.5 | +56 52 | 3.75 | K2 III | 32 кси Д. (Грумиум) |
18 51.2 | +59 23 | 4.66 | K0 II-III | 47 омикрон Д. |
19 20.7 | +65 43 | 4.59 | A2 IV | 58 пи Д. |
20 02.8 | +67 52 | 4.51 | K3 III | 67 ро Д. |
19 32.4 | +69 40 | 4.68 | K0 V | 61 сигма Д. |
19 15.5 | +73 21 | 4.45 | K3 III | 60 тау Д. |
18 54.4 | +71 18 | 4.82 | K0 III | 52 ипсилон Д. |
18 20.8 | +71 20 | 4.22 | A0 p | 43 фи Д. |
18 21.0 | +72 44 | 3.57 | F7 V | 44 хи Д. |
17 41.9 | +72 09 | 4.58 | F5 IV-V | 31 пси Д. (Дзибан1) |
17 42.0 | +72 09 | 5.79 | F8 V | 31 пси Д. (Дзибан2) |
17 36.9 | +68 45 | 4.80 | F5 V | 28 омега Д. |
Основные астрологические влияния, связанные с чэнь: активность, подвижность, открытость, требовательность, нетерпимость, раздражительность, исключительный индивидуализм, мечтательность, доверчивость, стремление к совершенствованию, повышенный интерес к кризисам и обострениям.
Подробнее см. Китайская астрология.