Животные.

В течение многих веков Ж. служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли использоваться как определённая модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего, в аспекте плодородия и цикличности). Конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию и, кроме того, могут объединяться в целые комплексы, обнимающие разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное Ж. - растение - страна света - цвет - небесное светило - элемент/стихия - металл - вкус - время года - божество). Такие классификационные цепи известны как в архаичных традициях, так и в более позднее время. Особенно распространены примеры соотнесения Ж. со странами света, временами года, стихиями. Образы Ж. кодируют также соответствующие месяцы, сутки, годы (обычно в 12-летнем цикле, в частности, у народов Центральной и Юго-Восточной Азии). В Китае месяцы связывались последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Тибете и Монголии - с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Древней Греции проводниками Солнца считались кошка, собака, змея, краб, осёл, лев, козёл, вол, ястреб, обезьяна, ибис, крокодил. Мусульмане связывают с небом 10 Ж. и, соответственно, их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Йунус), конь (?) ал-Бурак (Мухаммед), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пещеры - Асхаб ал-Кахф), муравей (Сулейман). См. также статьи Зодиак, Знаки Зодиака.

Современный исследователь мифов В.Топоров приводит следующую схему соотнесенности Ж. со стихиями и странами света:
В Китае, Корее и Японии: Чёрная черепаха Белый тигр Красная птица Зелёный дракон
Север Запад Юг Восток
Зима Осень Лето Весна
Вода Металл Огонь Дерево
В Ассирии: Орёл Вол (Бык) Лев Человек
В Древнем Египте: Ястреб Шакал Обезьяна Человек
У американских индейцев: Медведь Пантера Молодой олень Лось
Север Запад Юг Восток
В Ветхом Завете: Орёл Вол Лев Человек
В Древней Греции: Орёл Слон Дракон Рыба
Воздух Земля Огонь Вода
С древнейших времён существовали представления о связи людей и определённых Ж., им покровительствующих, с ними кровно связанных, иногда - являющихся их предками. Эти тотемические представления иногда выливались в представление о календарных тотемах, т.е. о том, что определение Ж. - тотема зависит от дня, месяца, года рождения и т.п. (см. Зороастрийский календарь).

Иногда одно какое-нибудь Ж. выступает как мифологический образ космической зоны (напр., древнеегипетское изображение неба в виде коровы), как символ связи всех трёх зон - неба, земли и подземного мира (напр., америндский космический змей, который соединяет все три зоны, может находиться на небе) или даже восстанавливает исходную структуру вселенной после того, как небо упало на землю (восточноболивийский миф). В мифах некоторых народов многие Ж. совместно участвуют в мироустройстве: так, в одном из мифов коршун, орёл, ворон, медведь, горный лев и другие достали Солнце, укрепили его на небе, причём вынуждены были остаться там, дав начало созвездиям (скат стал Малой Медведицей, шкура медведя - Большой Медведицей). Традиция соотносить с Ж. отдельные звёзды и созвездия существует у подавляющего большинства народов мира.