|
Животные.
|
|
В течение многих веков Ж. служили некоей наглядной парадигмой, отношения
между элементами которой могли использоваться как определённая модель жизни
человеческого общества и природы в целом (прежде всего, в аспекте плодородия
и цикличности). Конкретные элементы зооморфного кода получают способность
выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную
ситуацию и, кроме того, могут объединяться в целые комплексы, обнимающие
разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное Ж. - растение -
страна света - цвет - небесное светило - элемент/стихия - металл
- вкус - время года - божество). Такие классификационные цепи известны
как в архаичных традициях, так и в более позднее время. Особенно распространены
примеры соотнесения Ж. со странами света, временами года, стихиями. Образы
Ж. кодируют также соответствующие месяцы, сутки, годы (обычно в 12-летнем
цикле, в частности, у народов Центральной и Юго-Восточной Азии). В Китае
месяцы связывались последовательно с крысой,
волом, тигром, зайцем,
драконом, змеёй,
лошадью, овцой,
обезьяной, петухом,
собакой, свиньёй.
В Тибете и Монголии - с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеёй,
лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Древней Греции
проводниками Солнца считались кошка, собака, змея, краб, осёл, лев, козёл,
вол, ястреб, обезьяна, ибис, крокодил. Мусульмане связывают с небом 10
Ж. и, соответственно, их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис
(Билкис), кит (Йунус), конь (?) ал-Бурак (Мухаммед), вол (Муса), голубь
(Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пещеры - Асхаб ал-Кахф), муравей
(Сулейман). См. также статьи Зодиак,
Знаки Зодиака.
Современный исследователь мифов В.Топоров приводит следующую схему соотнесенности
Ж. со стихиями и странами света:
В Китае, Корее и Японии: |
Чёрная
черепаха |
Белый тигр |
Красная птица |
Зелёный дракон |
|
Север |
Запад |
Юг |
Восток |
|
Зима |
Осень |
Лето |
Весна |
|
Вода |
Металл |
Огонь |
Дерево |
В Ассирии: |
Орёл |
Вол (Бык) |
Лев |
Человек |
В Древнем Египте: |
Ястреб |
Шакал |
Обезьяна |
Человек |
У американских индейцев: |
Медведь |
Пантера |
Молодой олень |
Лось |
|
Север |
Запад |
Юг |
Восток |
В Ветхом Завете: |
Орёл |
Вол |
Лев |
Человек |
В Древней Греции: |
Орёл |
Слон |
Дракон |
Рыба |
|
Воздух |
Земля |
Огонь |
Вода |
С древнейших времён существовали представления о связи людей и определённых
Ж., им покровительствующих, с ними кровно связанных, иногда - являющихся
их предками. Эти тотемические представления иногда выливались в представление
о календарных тотемах, т.е. о том, что определение Ж. - тотема зависит
от дня, месяца, года рождения и т.п. (см. Зороастрийский
календарь).
Иногда одно какое-нибудь Ж. выступает как мифологический образ космической
зоны (напр., древнеегипетское изображение неба в виде коровы), как символ
связи всех трёх зон - неба, земли и подземного мира (напр., америндский
космический змей, который соединяет все три зоны, может находиться на небе)
или даже восстанавливает исходную структуру вселенной после того, как небо
упало на землю (восточноболивийский миф). В мифах некоторых народов многие
Ж. совместно участвуют в мироустройстве: так, в одном из мифов коршун,
орёл, ворон, медведь, горный лев и другие достали Солнце, укрепили его
на небе, причём вынуждены были остаться там, дав начало созвездиям (скат
стал Малой Медведицей, шкура медведя - Большой Медведицей).
Традиция соотносить с Ж. отдельные звёзды и созвездия существует у подавляющего
большинства народов мира.
Литература:
1. Топоров В. Животные.// Мифы народов мира.
2. Керлот Х.Э. Словарь символов.