Алхимия

(позднелат. alchimia, араб. ал-камийя - "количество", возможно, от греч. humos - "сок [растения]", "влага") -

оккультная дисциплина, послужившая родоначальницей современной химии. Относящиеся к А. теоретические представления берут своё начало, по всей видимости, от знаний и методов египетских технитов и натурфилософских идей Ближнего Востока и Греции.

Самое раннее употребления термина "А." можно найти в трудах Фирмика Матерна, жившего при Константине Великом, хотя первые выраженные в аллегорической форме наставления по трансмутации металлов содержались ещё в написанном в 1 в. основном труде Псевдо-Демокрита "Физика и мистика" ("Physika kai mystika"). В Париже в Государственной библиотеке хранятся фрагменты энциклопедического описания теории и практики А. и химии "Химическое знание" (греч. "Chemeutika") в 28 томах; его написал на греческом языке египтянин Зосим Панополит в конце 3 - начале 4 в.; в этом труде, посвящённом женщине-алхимику Теосебии, материал излагается аллегорическим образом, понятным лишь посвящённым в тайное искусство. Этот труд имел особенно высокую репутацию. Из других алхимиков первых веков наиболее известны Мария Еврейка (3 в.), которой приписывается изобретение водяной бани, Христион (6 в.), неоплатоник Олимпиодор (5 в.) и Стефан (7 в.) Имеются сведения о том, что в первые века н.э. А. широко практиковалась греками и арабами и что именно арабы ввели название "А.". Позже в А. были привнесены элементы разных традиций, в т.ч. и элементы христианского мистицизма. Древние рукописи греческих алхимиков хранятся в Венеции в библиотеке св.Марка.

А. рассматривает тончайшие силы природы и те разнообразные условия, при которых они выявляются. Стараясь под покровом специальной терминологии завуалировать великое таинство настолько, чтобы оно было недоступным для непосвящённых, неподготовленных людей, алхимики объявляют своим первым принципом существование определённого Универсального Растворителя (лат. menstruum universale), с помощью которого все составные тела разлагаются в однородную субстанцию, от которой они произошли. Эта субстанция называется "чистым золотом" или "высшей материей" (лат. summa materia). Этот Растворитель способен удалять все зачатки болезни из человеческого организма, возвращать молодость и продлевать жизнь. Таков философский камень (лат. lapis philosophorum).

А. впервые проникла в Европу через Ибн Хайяна (Гебера), выдающегося арабского учёного и философа, в 8 в. н.э.; но за много веков до того она была известна и практиковалась в Китае (см. Сянь сюэ) и Египте (см. Герметизм).

А. изучается в трёх разных аспектах, которые допускают много различных интерпретаций, а именно: в Космическом, Человеческом и Земном аспектах. Эти три метода олицетворялись тремя алхимическими веществами - серой, ртутью и солью. Разные авторы указывали, что в А. имеются соответственно три, семь, десять и двенадцать процессов; но все они сходятся в том, что у нее лишь одна цель - превратить грубые металлы в "чистое золото". Однако, чем является это "золото" на самом деле, правильно понимало лишь ничтожное меньшинство.

Французский оккультист Пиобб анализирует символический смысл основных алхимических операций.

  1. Первая, называемая calcinatio, заключается в "смерти мирского", т.е. в отрешении от всех жизненных интересов и внешнего мира;

  2. вторая, putrefactio, является следствием первой и заключается в отделении бренного праха;

  3. третья, solutio, обозначает очищение материи;

  4. четвёртая, distillatio, - это "дождь" очищенной материи, т.е. элементов спасения, разделённых в предыдущих действиях;

  5. в-пятых, соединение символизировало объединение противоположностей, отождествляемое К.Г.Юнгом с тесным союзом в человеке мужского принципа сознания с женским принципом бессознательного; сублимация,

  6. шестая стадия, символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным стремлениям, в геральдике эта стадия изображается в виде бескрылого существа, схваченного крылатым существом, а иногда эта стадия представлена мифом о Прометее.

  7. Последней стадией является философское затвердение, т.е. неразрывное соединение принципов сгущённости и летучести: мужское начало (в отличие от женского) "сохраняет" принцип изменяемости.

Алхимическую эволюцию можно выразить кратко формулой "Solve et Coagula", что означает: анализируй все элементы в самом себе, раствори всё низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры (Piobb P.V. Clef universelle des sciences secretes. - Paris, 1950).

Оккультисты-алхимики обращали всё своё внимание и направляли все усилия лишь к трансмутации "низшей четверицы" в "божественную высшую триаду" человека. Духовная, ментальная, психическая и физическая сферы человеческого существования в А. приравнены к четырём элементам (Огню, Воздуху, Воде и Земле), и каждый из них может быть в одном из трех состояний, т.е. в твёрдом, жидком и газообразном. Е.Блаватская отмечает:

О развитии А. в странах Востока см. Сянь сюэ.