Индийская астрология.

Астрология называется на санскрите "Джъётиша", или "Господин света" (Jyotisha, от jyoti - ""свет" и Isha - "Господь", "Бог"). Она делится на три части (сканды): ганита (астрономические основы астрологии), самхита (астрология предзнаменований) и хора (гороскопическая астрология). По другой классификации, Джъётиша состоит из шести ветвей:
  1. Гола - сферическая астрономия и непосредственные наблюдения за небом;
  2. Ганита - астрономические и астрологические вычисления;
  3. Джатака - натальная астрология (астрология рождения);
  4. Прашна - хорарная (вопросная) астрология;
  5. Мухурта - элективная астрология (астрология выбора);
  6. Нимитта - интерпретация предзнаменований.
Кроме того, индийские астрологи часто привлекают в своей работе нумерологию, физиогномику и хирологию.

Все приведённые выше части астрологии неразрывно связаны. Особой тщательности от астролога всегда требовали наблюдения и расчёты (гола и ганита), составлявшие основу всех остальных ветвей. По словам Варахамихиры, "ошибка в ганите - такой же ужасный грех, как и убийство жреца".

Астрология глубоко проникла в культуру индийцев. Так, если говорить о приложении астрологии в обыденной жизни, следует отметить разработку индийскими астрологами специфического вида военной астрологии. К числу наиболее важных в И.а. столетиями относился свадебный гороскоп. Основной идеей здесь является предположение, что благоприятный момент свадьбы может исключить раннее вдовство, а это в условиях существовавшего обычая самосожжения овдовевших женщин было немаловажно. Менструальный гороскоп также играл большую роль в традиционных браках, потому что девушка считалась достаточно взрослой для брака после того, как у неё начинались менструации. Время начала менструаций играло роль момента рождения и было неизбежностью в судьбе, а семейную жизнь можно было варьировать путем выбора благоприятного времени для вступления в брак. Интенсивно развивалась и методика, которая на основе опроса выясняет вид и место прежней жизни. В связи с особым отношением индийцев к смерти большую роль играла разработка гороскопа смерти, которая соотносилась с концепцией реинкарнации. Активно применялась астрология и в медицине. Аюрведа - древнеиндийское искусство врачевания - утверждает, что без знания астрологии эффективное лечение невозможно. Доктор Чарак, выдающийся специалист по аюрведе, в своём труде "Чарак-самхита" писал, что "информация о движении Луны, созвездий и изменении астрологических факторов чрезвычайно важна для выбора правильного лекарства и метода его применения".



И.а., хотя и может рассматриваться как единое целое, тем не менее неоднородна. Разные астрологи используют различные методики, придерживаются неодинаковых взглядов на работоспособность тех или иных астрологических техник. В итоге сформировалось несколько школ Джъётиши. Обычно выделяют пять таких школ или систем.

Школы Джъётиши : Парашара // Нади // Джаймини // Таджика // тантрическая

Наиболее популярная система называется по имени её легендарного основателя - Парашара. Фундаментом этой системы является трактат "Хора-шастра", приписываемый Парашаре. В дошедшем до нас виде данный трактат состоит из 97 глав и содержит свыше 2 тысяч стихов, посвящённых натальной астрологии. Традиция датировала время жизни Парашары приблизительно 3000 г. до н.э. Однако современные исследования показывают, что "Хора-шастра" написана ориентировочно во второй половине VII в. н.э. Наиболее известным астрологом, развивающим концепции данной школы, был Варахамихира (VI в.). Таким, образом, выяснилось, что на самом деле "Хора-шастра" продолжает идеи Варахамихиры, а не наоборот, как считалось ранее. Концепции Варахамихиры, в свою очередь, базировались на вавилонской астрологии предзнаменований, адаптированной для индийских реалий в "Гарга-самхите" (I в.), и на "яванаджатаке" (эллинистической гороскопической астрологии, как её понимали индийские астрологи II - V вв.).

Время возникновения системы Нади неизвестно. Б.В.Раман считает создателем этой системы Сатью (Сатьяхару; III в.), автора работы "Друва Нади". В данной системе астролог имеет дело с обширными коллекциями (обычно записанных на пальмовых листьях) астрологических показателей, которым дана соответствующая интерпретация. В "Друва Нади" паттерны судьбы связаны с Нади-амшами, секторами Зодиака в 12' дуги. Другими наиболее известными собраниями являются "Бхригу Нади", "Парашара Нади", "Шука Нади" и "Чандра Нади". Обычно они содержат четыре части: бхава пхала (в ней речь идёт о карьере, браке, детях, здоровье, финансах данного человека), йога кханда (конкретные предсказания - обычно в политической, социальной или научной сфере, - основанные на комбинациях планет в гороскопе), карма кханда (о событиях в предыдущем воплощении, которые явились причиной негативных явлений в этой жизни) и шанти кханда (что необходимо делать для того, чтобы ослабить или вовсе свести на нет неблагоприятные последствия проступков, совершённых в прошлой жизни). Техники системы Нади хранятся в тайне, они передаются от отца к сыну, являясь семейным достоянием посвящённых.

Школа Джаймини получила своё название по имени мифического ведийского мудреца, которого некоторые считали автором "Джаймини-сутры" ("Упадеша-сутры") - произведения, составляющего фундамент данной системы. Школа Джаймини возникла, видимо, как ответвление от системы Парашара (у них совпадает ряд базовых положений). Однако влияние эллинистических традиций в данной школе гораздо ощутимее, чем в И.а. в целом. Самый ранний манускрипт "Джаймини-сутры" датируется 1736 г., а самый ранний комментарий к ней - 1754 г. Поэтому, несмотря на соотнесение данной системы с легендарным мудрецом древности, нет оснований датировать её возникновение ранее чем рубежом XVIII в. Возможно, именно из-за того, что школа "Джаймини" сформировалась достаточно поздно, она не получила особой популярности среди весьма консервативного большинства индийских астрологов. Сторонники этой школы работают в основном в Южной Индии.

Ещё одна система называется Таджика (букв. "арабский" или "персидский"). В её основу легли исламские астрологические техники, которые стали известны в Индии, начиная с XIII в. Эта система получила окончательное оформление в конце XVI в., в сочинении Нилакантхи "Таджиканилакантхи" (1587). Нилакантха сумел привить на индийскую почву методики современной ему европейской и мусульманской астрологии (в частности, он ввёл использование точных мажорных аспектов, методы солнечных революций и прогрессий). В наши дни этой системы придерживаются некоторые астрологи Северной Индии.

И, наконец, пятая школа индийской астрологии - тантрическая. Это мистическое и интуитивное направление астрологии, связанное с магическими практиками, интерпретацией сновидений, ясновидением, астральными путешествиями и т.п.


История

Самые ранние протогосударства в Индии (прежде всего в долине реки Инд) возникли в III тыс. до н.э. Величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро, датируются примерно XXIV в. до н.э. Однако индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, и поэтому сведения об астрологических представлениях данной цивилизации весьма фрагментарны и ненадёжны.

В работе Хорхе Кинтала "Теократическое правление Мохенджо-Даро" приводятся данные о восьмеричном Зодиаке, датируемом протоиндийским периодом (III тыс. до н.э.). Этот Зодиак был составлен из следующих знаков: эду (баран), йал (арфа), нанд (краб), амма (мать), тук (весы), кани (дротик), куда (кувшин) и мин (рыба). Имеются очевидные параллели между большей частью этих знаков и знаками двенадцатиричного Зодиака. Верховный бог протоиндийцев приравнивался Солнцу, в своём шествии по созвездиям пересекающему соответствующие деления Зодиака, - откуда происходит его эпитет "бог восьми форм".

Письменная история древнеиндийской астрономии и астрологии начинается со времён утверждения арийской цивилизации (появление ариев в Северной Индии датируется примерно XIV - XIII вв. до н.э.). Некоторые - ещё весьма примитивные - астрономические и астрологические познания индийцев нашли отражение в древнем собрании религиозных гимнов "Ригведа" (конец II - 1-я пол. I тыс. до н.э.).

Здесь следует отметить особые сложности, встающие перед исследователем истории И.а. Дело в том, что в Индии (в отличие от Китая и Месопотамии) не существовало традиции исторических писаний или записи систематических наблюдений неба. Поэтому датировка многих ключевых этапов истории астрологии в Индии достаточно условна. Эта сложность усугубляется тем, что индийские астрологи склонны значительно преувеличивать древность используемых ими методик, возводя возникновение астрологии в своей стране к древнейшим временам. Выше уже был приведён пример с Парашарой, сочинения которого считали на три с половиной тысячелетия древнее, чем их реальное время создания. Другой характерный пример - личность и сочинения астролога Гарги. Этот полумифический ведийский мудрец считается одним из самых древних индийских астрологов. Его жизнь датируется примерно VI в. до н.э. Согласно легендам, он был сыном Брахмы (по индийским верованиям - родоначальника астрологии) и поклонником бога Шеша, который передал ему знание звёзд. Гарге приписывается авторство одного из самых старых классических трудов по астрологии, базирующегося на месопотамской астрологии предзнаменований, - "Гарга-самхита" ("Сочинения Гарги"). Однако анализ текста "Гарга-самхиты" показывает, что она была создана ок. I в. н.э. Даты жизни ещё одного выдающегося астролога, Варахамихиры, ныне установленные как 505 - 585/587 н.э., многие индийские астрологи сдвигали на рубеж н.э.

Таким образом, историкам И.а. приходится решать несколько различных вопросов: во-первых, существовал ли в действительности тот или иной древний астролог или же это мифическая личность; во-вторых, если он действительно существовал, то насколько реальное время его жизни и деятельности отличается от традиционной датировки; в-третьих, насколько обосновано авторство сочинений, приписываемых данному астрологу, и насколько верны даты создания этих сочинений. И далеко не всегда на все эти вопросы историки находят полные ответы.

Индийские авторы указывают, что ещё до VI в. н.э. астрологические работы писали Васишта, Гарга, Парашара, Вьяша, Бадараяна, Чаникья, Мандавья, Пулиша, Ромака, Сурья, Брахма, Сома и Кашьяпа; наиболее глубокие работы по гороскопической науке были написаны Гаргой, Бадараяной, Сатьячарьей, Майей, Яваной и Вишнугуптой (Чаникьей). Но если подходить данному вопросу объективно, то придётся признать, что если все эти личности и являются историческими, то приписываемые им работы в большинстве своём написаны гораздо позднее.

Известный американский исследователь Дэвид Пингри предложил следующую периодизацию истории индийской астрономии и астрологии:

Каждый из этих периодов получил своё название по основному источнику идей и концепций, обогащавших индийскую науку о звёздах в данную эпоху. Современный, шестой период, длящийся с XIX в., связан с европейским (прежде всего - английским) влиянием.

I. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 1000 - 400 ДО Н.Э.).

Первыми объектами исследования на небе для древних индийцев стали Солнце и Луна. Как и в других регионах Древнего мира, их наблюдением регулярно занимались жрецы, а первым практическим применением астрономии стало составление календаря. Особый интерес проявился к созвездиям, по которым совершала видимое движение Луна. Эта область неба разделялась на 28 накшатр ("лунных стоянок"). Их список приводится в "Атхарваведе" и некоторых "брахманах". Каждая накшатра соответствовала яркой звезде либо группе звёзд, однако какие именно звёзды дали имена накшатрам - сведений не сохранилось. Древнейший список накшатр ("Таиттирийя-самхита" 4, 4, 10) соотносит их с божествами. Особо важную роль "лунные стоянки" стали играть в мухурта-шастре (элективной астрологии). В более позднюю эпоху стали пользоваться системой из 27 накшатр (видимо, после введения Зодиака и навашм в первые века н.э.).

Уже в Ригведе упоминается некое парное явление - Раху и Кету, которое обычно соотносят с узлами лунной орбиты; однако следует заметить, что существуют и другие варианты астрономической идентификации Раху и Кету, напр., с Венерой как Утренней Звездой и как Вечерней Звездой. В Ригведе среди божеств упоминается семь адитьев (7 солнц), и некоторые историки истолковывают это как "7 светил" септенера.

Индийские астрологи поделили год на 6 сезонов, соотносящихся с планетами (приведены приблизительные соответствия современным месяцам):

Каждый сезон включал два месяца, а каждый месяц в древнеиндийском календаре делился на 5 садаха (недель). Сутки разделялись на 15 частей. Кроме того, использовались и используются до сих пор различные системы счёта времени, основанные как на лунных, так и на солнечных циклах.

Видимо, уже в 1-й пол. I тыс. до н.э. в Индии существовали достаточно развитые астрологические техники (хотя и не такие многочисленные и разработанные, как в Месопотамии). Астрология активно использовалась в религиозных целях, а астрологами являлись жрецы и мудрецы, выделявшиеся своей учёностью. В индийских календарях с VI в. до н.э. в названиях дней семидневной недели стали использоваться имена семи подвижных светил, в том же порядке, что и, например, в Египте. Некоторое сходство с египетским календарём проявилось и в разделении месяца на две половины. В древнеиндийской астрологии это были "светлая" половина ("шукла"), от новолуния до полнолуния, и "тёмная" половина ("кришна"). Астрология получила признание и со стороны новых религий, возникших в середине I тыс. до н.э., - буддизма и джайнизма (см. Религия и астрология). Согласно буддийской традиции, астролог Асита при рождении Будды Шакьямуни предсказал его судьбу. Асита был учителем и советником по вопросам религии у Суддходаны, отца Будды. (Интересны параллели с христианской историей о трёх волхвах.)

Однако астрологические техники той эпохи до нашего времени не дошли.

II. ВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 400 - 200 ДО Н.Э.).

В это время астрология Индии получила мощный импульс извне, обогатившись методиками вавилонской астрологии. Классическим трудом этого периода явилась "Джъётиша-веданга" Лагадхи, написанная между 450 и 350 г. до н.э. в северо-западной Индии. Она представляет собой руководство по определению времени для исполнения ведийских жертвоприношений. "Джъётиша-веданга" сохранилась в том пересмотренном и исправленном виде, каким пользовались ригведийя-брахманы. Это первая работа по математической астрономии в Индии, и она почти полностью основана на месопотамских источниках VII - VI вв. до н.э. Наиболее вероятно, что Лагадха сумел ознакомиться с месопотамскими идеями, когда они приникли в Северную Индию в результате оккупации Пенджаба Ахеменидами. Влияние календаря Лагадхи на ортодоксальных брахманов длилось более двух тысячелетий. Одним из важнейших нововведений, сделанных Лагадхой, было использование титхи (1/30 синодического месяца) как стандартной единицы времени. Лагадха также ввёл водяные часы и гномон.

Возможно, в те же годы, когда в Индии были сделаны эти нововведения, туда проникли и многие из вавилонских предзнаменований. Список некоторых астральных предзнаменований из лунной, солнечной и метеорологической частей "Энума Ану Энлиль" (т.е., из табличек 1 - 49) был включён в палийский текст "Дигханикайя" (IV или III в. до н.э.). В этом тексте Будда представлен проклинающим брахманов, которые зарабатывают на жизнь бесполезным знанием предзнаменований; но в более позднем буддийском рассказе, "Шардулакарнавадана", цель которого - доказать равенство людей вне зависимости от каст, показывается внекастовость знания вавилонской математической астрономии Лагадхи и других и астральных предзнаменований, сходных с приведёнными в "Энума Ану Энлиль". Через подобное буддийское посредничество индийские адаптации месопотамской науки распространились по Центральной Азии и Дальнему Востоку, по-видимому, начиная с середины III в. до н.э., когда Ашока отправил в этот регион буддийских миссионеров.

III. ГРЕКО-ВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 200 ДО Н.Э. - 400 Н.Э.).

В это время было создано наиболее раннее полное собрание месопотамских предзнаменований на санскрите - обширная "Гарга-самхита" (ок. I в. н.э.). Некоторые её фрагменты представляют собой практически точное заимствование из клинописных текстов, хотя чаще имеет место приспособление и изменение предзнаменований с учётом местных индийских традиций.

Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Ключевой фигурой здесь явился Яванешвара - астролог греческого происхождения, который в середине II в. н.э. жил в Западной Индии. "Яванешвара" буквально переводится как "господин греков" и обозначает должность главы греческих купцов-колонистов. В 149/150 г. Яванешвара написал обширный астрологический трактат, в основном являющийся переводом греческого сочинения по астрологии, написанного в Александрии в первой половине II в. н.э. Помимо этого, автор включил в трактат ряд чисто индийских элементов: рассуждения о кастовой системе, принципы аюрведы, - а также изложил греческую адаптацию вавилонской планетной теории. Известно, что в это время был сделан и перевод ещё как минимум одного греческого астрологического трактата. В 269/270 г. Спхуджидхваджей (другим представителем греков-колонистов) было сделано стихотворное переложение трактата Яванешвары. Ещё один автор III в., Сатья, продолжил разработку концепций греческих астрологов. В итоге сформировалась система гороскопической астрологии, известная как "явана" (т.е. "греческая"). Идеи "яваны" были подытожены в большом астрологическом трактате в 71 главе "Вриддхаяванаджатака", написанном Минараджей (начало IV в.). Несмотря на то, что Минараджа занимал важную должность ("яванадхираджа") среди греческих купцов - поселенцев в Индии, сам он, видимо, был по происхождению не греком, а скифом.

К сожалении, большая часть индийских астрологических сочинений этого периода не сохранилась. Из всех упомянутых работ по "греческой науке о гороскопах" до нас дошли только трактаты Спхуджидхваджи и Минараджи.

IV. ГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 400 - 1600 Н.Э.).

В этот период продолжалась разработка гороскопической астрологии. Труды Яванешвары, Спхуджидхваджи и др. представителей "греческой школы" оказались основным источником идей для развития И.а. вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее). Среди крупнейших представителей этого направления астрологии - Варахамихира, Кальянаварман, Говиндасвамин, Бхаттотпала, Вишнушарман, Камалачакра, Нрисимха.

Крупнейшими фигурами в развитии астрономическо-математических основ астрологии были Арьябхата (476 - ок. 550), Варахамихира (505 - 585/587) и Брахмагупта (598 - ок. 660). Данная эпоха была периодом расцвета знаменитой обсерватории в Удджайне в Средней Индии, "индийского Гринвича".

Продолжала существовать и астрология предзнаменований. Основные работы в этой области, созданные в обсуждаемый период, - "Пайтамаха-сиддханта" из "Вишнудхармоттарапураны" (нач. V в.), "Брихат-самхита" Варахамихиры (ок. 550), "Бхадрабаху-самхита" (VII - IX вв.) и комментарии Бхаттотпалы к "Брихат-самхите" (967).

Ведущими специалистами в мухурте (элективной астрологии) были Лалла (VIII в.) и Шрипати (сер. XI в.).

V. ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 1600 - 1800 Н.Э.).

Этот период был ознаменован распространением двух новых для индийских астрологов систем - Таджика и Джаймини, которые, однако, так и не стали главенствующими системами. Первая работа по Таджике, индуизированной версии арабской астрологии, была написана Нилакантхой в конце XVI в., а теории школы Джаймини (также демонстрирующей иностранные влияния в Джъётише) стали известны в начале XVIII в. Однако более популярной по-прежнему оставалась традиционная система Парашара, возраст которой к тому времени уже перевалил за тысячу лет.

ЕВРОПЕЙСКИЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ПЕРИОД (С XIX в.).

На рубеже XIX - XX в. И.а. перешагнула традиционные культурные границы и стала известна не только в Индии и близлежащих странах, но даже в Европе и Америке. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых, колонизация Индии англичанами привела к тесному контакту культур; ряд западных учёных заинтересовался традиционными индийскими ценностями, стали изучаться и переводиться на европейские языки классические индийские труды, в том числе и астрологические. Во-вторых, расцвет оккультных учений - и прежде всего деятельность Теософского общества (см. Теософия) - вызвал увлечение восточной мудростью среди мистически настроенных европейцев и американцев. Как следствие всего этого, на рубеже нашего века в Индии стали выходить английские переводы классиков И.а., выпускаться периодические издания. Особенно популярен стал англоязычный журнал "The Astrological Magazine", основанный Бангалором Сурьянараином Рао в 1895 г. Издание этого журнала было продолжено внуком Рао, крупнейшим современным индийским астрологом Бангалором Венката Раманом (р. 1912). Им также было основано издательство "Raman Publications" в Бангалоре. Раман сыграл важную роль в популяризации методик И.а. на Западе, он много путешествовал по Европе и США и близко знал многих известных людей, написал свыше 20 книг по индийской ведической астрологии. Среди первых пропагандистов И.а. на Западе следует упомянуть англичанина Алана Лео (1860 - 1917) и американца Роберта де Люса (1877 - 1964). В настоящее время в Европе и Америке методики И.а. продолжают пользоваться популярностью, существуют специальные астрологические центры, издаются книги и журналы, проводятся конференции по ведической астрологии.


Хотя традиции индийской и европейской астрологии имеют общий основной источник (астрологические концепции эллинизма), они имеют ряд существенных отличий.

Перечислим основные особенности традиционной И.а.:

Основные термины И.а.:

Овен Mesha (меша, "баран");
Телец Vrishabha (вришабха, "жеребец, самец");
Близнецы Mithuna (митхуна, "пара");
Рак Kataka (катака, "браслет");
Лев Simha (симха, "лев");
Дева Kanya (канья, "девушка");
Весы Thula (тула, "весы");
Скорпион Vrischika (вришчика, "тарантул");
Стрелец Dhanus (дханус, "лук");
Козерог Makara (макара);
Водолей Kumbha (кумбха, "кувшин");
Рыбы Meena (мина, "рыба");
Кардинальный знак Chara (чара);
Фиксированный знак Sthira (стхира);
Мутабельный знак Dwiswabhava (двишвабхава);
Обитель Swakshetra (свакшетра);
Экзальтация uchcha (учча);
Мулатрикона Moolathrikona;
Планета graha;
Солнце Surya, Ravi, Heli;
Луна Chandra (Chandrama), Sitarasmi;
Меркурий Budha, Hemno, Vit, Gno, Bodhana, Induputra;
Венера Shukra (Sukra), Bhrigu, Brigusuta, Sita, Aspujit;
Марс Kuja, Mangal, Ara, Vakra, Kruradrik, Avanaya;
Юпитер Guru, Jiva, Angira, Suraguru, Vachasampathi, Ijya;
Сатурн Shani, Sani, Kona, Manda, Suryaputra, Asita;
Раху Rahu, Thamas, Agu, Asura;
Кету Ketu, Sikhi;
Дом bhava (бхава);
Угловой дом Kendra (кендра);
Последующий дом Panapara (панапара);
Падающий дом Apoklima (апоклима );
Асцендент Lagna (лагна);
Тригон Thrikona (трикона).
Ряд астрологов выступает за совмещённое использование методик индийской и европейской астрологии, указывая, что эти методики не вступают в противоречие, а взаимно дополняют друг друга: просто И.а. даёт информацию о других срезах жизни, нежели западная астрология.

О терминах и методиках И.а. см. также статьи Айана, Айюркарака, Ангарака, Антардаша, Анумати, Апамандала, Апачайя, Апракаша, Арка, Арудха, Арудха-раси, Астха, Атмакарака, Атхичара, Аха, Аштака варга, Благотворные планеты, Брахманаспати, Брихаспати, Будха, Бхава, Бхава-сандхи, Бхавачакра, Бхага, Бхратрукарака, Бхукти, Вакра, Варготтама, Ведха, Вишварекха, Влажные знаки, Влажные планеты, Вражда, Ганданта, Гнана-карака, Гороскоп (I), Граха, Гуру, Дакшинаяна, Двипада-раси, Двишвабхава-раси, Деканат, Джалачара-раси, Дневные знаки, Дружба, Друзья, Дустхана, Дхана-карака, Зачатия гороскоп, Йога, Йога-карака, Кавья, Кала, Калатракарака, Карака, Карма-карака, Каштха, Кендра, Кита, Кита-раси, Кудапада, Куджа, Куджадоша, Лагна, Лагнадхипати, Липтика, Лунные Узлы, Марака, Мартанда, Масадхипати, Матрукарака, Мелотезия, Мокша-карака, Нара-раси, Нипидитха, Нирайяна, Нича, Ночные знаки, Падам, Пакшам, Папа, Параманича, Парамочча, Паривартхана, Пасу-раси, Пидья, Питхрукарака, Прустодайя, Путракарака, Рикша, Рикшасандхи, Сайяна, Самагама, Саура, Сва-варга, Свакшетра, Сигнификатор, Сидерический Зодиак, Сила планеты, Сиршодайя, Сисумара, Стоянки Луны, Сухие знаки, Таттва, Титхи, Трикона, Убхайодайя, Упачайя, Уттараяна, Учча, Хора, Хронократоры (II), Чандра, Чара-раси, Шадварга, Шана, Шукра.

О прочих понятиях, связанных с И.а., см. Агастья, Агни, Адитьи, Адитья, Адхьятман, Акаша, Амба, Апас, Аруна, Арундхати, Арьяман, Аса, Атри, Атхарван, Ашваттха, Ашвины, Брахма, Бхадра Кальпа, Бхригу, Бхуми, Вайвасвата, Варуна, Васу, Ваю, Вивасват, Вишвамитра, Вишну, Гайятри, Гаруда, Гуна, Дакша, Дева, День Брахмы, Диггаджи, Дханвантари, Дхрува, Дхума, Дьяус, Индра, Калачакра, Кали-юга, Кальпа, Карма, Кашьяпа, Криттика, Кчана, Лока, Локапалы, Лока Чакшуб, Лохитанга, Лунная династия, Майя, Макара, Манвантара, Мандала, Ману, Маричи, Маха Манвантара, Маха Пралайя, Маха юга, Меру, Митра, Нарада, Ночь Брахмы, Падма Кальпа, Парадха, Праджапати, Пралайя, Притихиви, Пуруша, Пушан, Рави, Рака, Ракша, Раси, Раси-чакра, Религия и астрология, Рита, Риши, Рудра, Савитар, Сандхья, Сансара, Саптарши, Саранью, Синивали, Сканда, Солнечная династия, Сома, Сурья, Тайджаси, Тара, Тишья, Трета-юга, Трилока, Тримурти, Ушанас, Ушас, Хираньягарбха, Чакшуб, Шива, Юга.